Елена Чишковская
2 мая самый знаменитый в мире осетин - дирижер, художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев отмечает 60-летие. Перечислить заслуги, звания, должности и регалии самого неутомимого российского дирижера и гениального администратора, не потратив несколько часов, невозможно. Гергиев – обладатель немыслимого количества наград самых разных стран, создатель и руководитель десятка международных фестивалей (из самых крупных российских – "Звезды белых ночей" и Московский Пасхальный фестиваль), глава Лондонского симфонического оркестра, Председатель Всероссийского хорового общества, декан факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета, член Совета по культуре и искусству при Президенте России и т.д и т.п. О его неиссякаемой энергии, нечеловеческой выносливости и умении делать множество дел одновременно, ходят легенды. В ближайшем будущем он намерен доказать, что три симфонических концерта в день в трех разных городах (так заявлено в афише нынешнего Пасхального фестиваля) – это очень даже реально. И можно не сомневаться - докажет.
Посмотрите фотоленту "Неутомимый маэстро Валерий Гергиев" >>
Несмотря на обилие забот и жизнь, большая часть которой проходит в самолетах, останавливаться маэстро не собирается. Наоборот, темпы нарастают - начинает работу еще одна сцена театра, Мариинка-2. По сути это еще один полноценный театр. Долгожданное открытие второй сцены Мариинского театра, строительство которой продолжалось десять лет, станет и главным подарком к юбилею. Подарком, который увековечит имя Гергиева, зафиксирует в виде осязаемого исторического свершения один из впечатляющих результатов могуче-кипучей деятельности маэстро. Проект Weekend РИА Новости выбрал еще пять славных деяний Валерия Гергиева, благодаря которым его имя останется если не в веках, то, по крайней мере, в мировых и российских анналах начала XXI века.
Кольцо всевластия
Для того, чтобы оперный театр мог претендовать на высокое место в мировом рейтинге, необходимо огромное количество составляющих. Но краеугольный камень всего – репертуар. Котирующийся в мире театр обязан иметь в своей афише определенный набор названий, включающий Вагнера, Верди, Штрауса, Пуччини, Берлиоза. С самого начала Гергиев понимал это очень хорошо. Уже в начале своего руководства он целенаправленно начал воплощать в жизнь план по превращению Мариинского театра в мировой бренд. К 2013 году это удалось в полной мере. Сегодня Мариинка и ее худрук известны во всем мире, причем не только благодаря русскому репертуару, но и собственными постановками таких оперных гигантов как тетралогия Вагнера "Кольцо нибелунга", "Тристан и Изольда", "Парсифаль", опер Рихарда Штрауса "Женщина без тени", "Саломея", "Электра", оперной дилогии Берлиоза "Троянцы". По сей день Мариинский театр остается единственным в России, где можно увидеть и услышать эти оперы. В афише есть и шедевры Моцарта, Верди, Россини, Яначека, Прокофьева, Шостаковича, Щедрина. Похвастаться подобным разнообразием у себя в театре в России может только один человек – Валерий Гергиев.
Звезда по имени Анна
Гергиев останется в истории и как продюсер, который "открыл" миру Анну Нетребко – самую популярную на сегодняшний день оперную певицу, которая вот уже третий год подряд будет открывать новый сезон в нью-йоркской Метрополитен-опера. В 2011 году по версии журнала Forbes Нетребко занимала ведущую строчку в Топ-10 всемирно известных российских деятелей искусства (сам Гергиев в этом рейтинге был третьим, уступив второе место Тимуру Бекмамбетову). Справедливости ради, стоит сказать, что мировую славу Нетребко принесли не выступления на сцене Мариинки. Стартом ее стремительной международной карьеры стал успешный дебют на Зальцбургском фестивале, где Нетребко спела партию Донны Анны в "Дон Жуане" Моцарта. Но подготовка к тому, чтобы на оперном небосклоне зажглась звезда по имени Анна, проходила в Петербурге, под руководством Гергиева. Об этом певица никогда не забывает и остается, насколько это возможно при ее популярности и плотном гастрольном графике, верной своему родному Мариинскому театру и любимому дирижеру.
Чайковский на два города
В 2011 году Международный конкурс имени Чайковского – главное музыкальное состязание нашей страны, существующее с 1958 года, - впервые прошел в двух городах: Москве и Санкт-Петербурге. Это фантастическое, ломающее все существующее традиции, решение принял Гергиев, который возглавил смотр с тем, чтобы возродить его былую славу и вернуть ему международный престиж. Скрипачей и певцов отправили в Питер, опасаясь, что в Большом зале консерватории не успеют закончить ремонт. И хотя зал открыли вовремя, половина конкурса все равно переехала в северную столицу. Теперь остается лишь гадать – будет ли это разовой акцией, или станет новой традицией. Впрочем, этот же конкурс будет памятен и другими нововведениями, инициированными Гергиевым: радикальной сменой имиджа, рекордным количеством звезд, работавших в жюри, прямыми трансляциями в интернете. Благодаря последним выступления участников увидели зрители всего мира, а не получившие наград фавориты публики (что касается решений жюри, то здесь в концепции конкурса мало что поменялось) получили-таки международную известность и большое количество ангажементов.
Третий – не лишний
В процессе затянувшегося строительства Мариинки-2 в Петербурге, неожиданно для многих, в 2006 году появилась Мариинка-3 – Концертный зал Мариинского театра, по сути многофункциональный театрально-концертный комплекс с самыми современными технологиями и исключительной для России акустикой. Зал возник на месте сгоревшего здания бывших художественных мастерских театра. И здесь Гергиев поставил рекорд: меньше чем за год был создан и разработан проект, а само строительство заняло чуть больше года. В 2009-м в зале был установлен орган работы французской фирмы "Даниэль Керн". На сегодняшний день Концертный зал Мариинского театра сохраняет статус самого современного и в акустическом смысле самого благополучного зала в нашей стране, построенного исключительно на деньги частных инвесторов.
Мариинская империя
Концертный зал стал не только площадкой для выступлений, но и основой для создания еще одного крупного проекта Гергиева, аналогов которому также не существует в России. В 2009 году по инициативе дирижера у театра появился собственный звукозаписывающий лейбл Mariinsky. На 52-й церемонии вручения "Грэмми", впервые в истории премии, дебютные записи нового лейбла были выдвинуты во всех важнейших номинациях в категории "Классическая музыка". На сегодняшний день лейбл, как и все остальные "цеха" Мариинского театра, работает на полную мощность и уже выпустил восемнадцать дисков.
Подводя итог, не будет преувеличением сказать, что Мариинский театр сегодня – это империя, созданная за 35 лет работы в нем Валерием Гергиевым. С открытием Мариинки-2 империя обретает законченность. А дирижер вступает в седьмое десятилетие в статусе полноправного и единоличного императора собственной Мариинской империи, управлять которой намерен еще многие годы.
1. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет вальс из балета Петра Ильича Чайковского "Спящая красавица". Запись 1988 года.
2. Симфонический оркестр Ленинградской академии театра, оперы и балета им. С.М. Кирова исполняет сюиту "Танец феи Драже" из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик". Запись 1988 года.