Рейтинг@Mail.ru
Террористы и авиалайнеры: кто и что угрожает пассажирам - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Террористы и авиалайнеры: кто и что угрожает пассажирам

Читать ria.ru в
Илья Крамник размышляет о том, какой реальной угрозе подвергаются авиалайнеры, маршруты которых проходят над зонами боевых действий.

Илья Крамник, военный обозреватель РГРК "Голос России", специально для РИА Новости.

Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям запретить до особого распоряжения пассажирские перелеты над странами, где ведутся военные действия. Это было сделано после того, как над Сирией, весьма вероятно, подвергся ракетному обстрелу с земли российский авиалайнер – по крайней мере, в сообщениях СМИ говорится о том, что пилоты лайнера А-320 авиакомпании NordWind, выполнявшего рейс Шарм-эль-Шейх – Казань, наблюдали взрывы двух зенитных ракет на высоте примерно 7-8 километров.

Вопрос о том, что именно взорвалось в небе над Сирией, стоит оставить экспертам. Приблизительно очертив вероятные возможности, можно согласиться с теми, кто предполагает, что это могли быть самоликвидировавшиеся ЗУР комплексов малой дальности типа "Оса" и им подобных, промахнувшиеся по какой-то низколетящей цели.

Наибольший интерес вызывает вопрос о том, какой реальной угрозе подвергаются авиалайнеры, маршруты которых проходят над зонами боевых действий.

Это происходит регулярно

В настоящее время история авиации знает несколько инцидентов, в ходе которых в результате действий военных были сбиты гражданские пассажирские машины. Среди них можно вспомнить как относительно благополучный рейс 902, когда 20 апреля 1978 после атаки перехватчика Су-15 на совершившем вынужденную посадку на лед карельского озера Корпиярви самолете B-707-321B южнокорейской компании KAL погибли всего два человека, так и трагедии с десятками и сотнями жертв.

Сирия
Подозрение на обстрел: самолетам рекомендуют не летать над Сирией
Например, уничтожение американскими истребителями пассажирского Ил-12, следовавшего рейсом Порт-Артур – Владивосток 27 июля 1953 года, сбитый американцами же иранский аэробус А-300 рейса 655 Бендер-Аббас – Дубай 3 июля 1988 года, южнокорейский Боинг KAL-007, сбитый ПВО СССР над Сахалином 1 сентября 1983 года.

Наконец, относительно недавно, 4 октября 2001 года над Черным морем был сбит ЗРК С-200 украинских сил ПВО российский лайнер Ту-154 авиакомпании "Сибирь", выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск.

Вероятность атаки растет?

Что объединяет все эти инциденты? Так или иначе, независимо от обстановки, лайнеры гибли именно вследствие воздействия сложных систем вооружения, таких, как самолеты-истребители или ЗРК большой дальности корабельного и сухопутного базирования.

Такая вероятность сохраняется всегда, и нельзя игнорировать возможность очередного "ложного опознавания". Однако сегодня мир столкнулся с куда более серьезной угрозой – возможностью намеренной и специально подготовленной атаки на пассажирские машины со стороны террористов и прочих боевиков радикальных организаций в горячих точках планеты и поблизости от них.

Вероятность такой атаки растет с каждым попавшим в руки террористов переносным зенитно-ракетным комплексом и даже – крупнокалиберным пулеметом.

Возможность использования в подобных целях "серьезного" оружия типа ЗРК средней дальности достаточно не велика. Даже если в той же Сирии в руки террористов и попали подобные системы, для их использования требуется подготовленный расчет и грамотное техническое обслуживание, что практически исключено.

Таким образом, реальная угроза заключается в способности террористических групп подобраться достаточно близко к аэропортам – с тем, чтобы атаковать авиалайнер, еще не набравший достаточную высоту при взлете или уже снизившийся при заходе на посадку.

Сирия
Эксперт о ЧП в небе Сирии: лайнер не способен "увернуться" от ракеты
При этом особой опасности подвергаются аэропорты стран Ближнего Востока и Северной Африки, в частности, тех из них, где отмечается активизация радикальных движений, особенно если такие движения находят сочувствующих в рядах местных правоохранительных органов и военных.

Подобные инциденты в аэропортах развитых государств следует все же признать маловероятными – система пограничного контроля, развитые спецслужбы и полиция обеспечивают практически 100-процентную вероятность задержания террористов, вооруженных ПЗРК или пулеметом до того, как те займут удобную позицию на глиссаде аэропорта.

Для беспокойных районов таких гарантий, увы, нет, и, вполне возможно, в ближайшие 10-20 лет в практику авиакомпаний войдет оснащение лайнеров инфракрасными ловушками и системами подавления головок самонаведения ПЗРК.

Еще одним средством могут стать приемы, отрабатывавшиеся еще пилотами советской военно-транспортной авиации в Афганистане – набор высоты кругами над аэропортом и посадки в стиле "кленовый лист" с заходом по крутой глиссаде.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала