На вопрос, что такое джаз, легендарный музыкант Луи Армстронг как-то ответил: "Если вы спрашиваете, то никогда не поймете, что это". И был бесконечно прав. Джаз – это прежде всего состояние души. А еще – отражение времени. В Международный день джаза РИА Новости предлагает вспомнить об истоках музыки, которую сложно описать словами и невозможно не любить.
Весь этот jasm
Джаз – интернациональный ребенок, вобравший в себя африканскую культуру и европейскую музыкальную традицию, рожденный на берегах Нового Света, а оттуда – завоевавший, и очень быстро, весь мир. Джаз вообще живет в быстром темпе: он – разный, все время меняющийся, живой. А как иначе, ведь его душа - это импровизация.
Разбираясь в сложно запутанной родословной, отметим главных "предков" - духовная музыка, рабочие песни, театр менестрелей, блюз и регтайм.
Колыбелью джаза считается Новый Орлеан: здесь играли первые оркестры, постепенно распространившие свое влияние на Мемфис, Сент-Луис, Канзас-Сити, Нью-Йорк и Чикаго, здесь были записаны первые джазовые пластинки. У этой музыки когда-то было много имен – и chas, и jasm, и gism, и jas, и jaz, а слово jazz, по одной из версий, впервые появилось на страницах сан-францисской газеты в 1913-м году – ровно сто лет назад.
А еще в конце позапрошлого века у публики появилось новое развлечение – дансинги на спешивших по Миссисипи и Миссури пароходах, где пассажиры веселились под музыку оркестров. В 1920-е на таком корабле с ривербот-ансамблем плавал и молодой Луи Армстронг. Кузницей кадров для джазовых легенд, в самом деле, были отнюдь не музыкальные академии: его ритмы рождались в дешевых барах, полупрофессиональных ансамблях, на улицах бедных эмигрантских кварталов вроде Сторивилла, известного весьма свободными нравами.
Новоорлеанский джаз – это, как правило, групповые импровизации небольших оркестров, где есть труба, кларнет, тромбон, банджо, туба или контрабас, ударные и фортепиано.
И это тоже про джаз В 1918-1919-м годах Новый Орлеан держал в страхе "убийца с топором", или "дровосек", который пробирался по ночам в дома мирно спавших жителей, не щадил ни детей, ни женщин и писал в местные газеты издевательские письма про то, что он "демон из ада". В одном из таких писем маньяк указал дату следующего преступления – 19 марта, спустя 15 минут после полуночи, и пообещал, что не тронет того, кто в это время будет слушать джаз. Джаз в ту ночь слушали всем городом: в увеселительных заведениях не было свободных мест, а на улицы вышли музыкальные ансамбли. Все, и правда, остались живы. А вот кем был "дровосек", мы, видимо, уже никогда не узнаем.
Нигде, как в Чикаго
Постепенно набирая обороты, после Первой мировой джаз легко смахнул пыль прошлого вместе с его устаревшими вальсами и вступил в собственную эпоху - эпоху джаза. В "ревущие" двадцатые, беззаботное время до Великой депрессии, с фокстротами и чарльстонами джаз стал самим духом эпохи, его танцующей, живой душой.
В 1920-е саксофон звучит не только над Америкой: под сводящие с ума ритмы веселится Париж, Берлин, Лондон, Москва и Одесса. А пальму первенства забирает Чикаго: это сюда, в новый промышленный центр, в потоке мигрантов с Юга тянутся оркестры Джо Кинга Оливера, Тома Брауна, Джелли Ролл Мортона.
Новые места – новые ритмы: музыка новоорлеанских ансамблей теперь – еще более взвинченная, дерзкая. Да и Чикаго двадцатых – не Сен-Тропе, а "город гангстеров", где орудуют десятки мафиозных кланов, а в баре "Зеленая мельница", наслаждаясь джазом, сиживает Аль Капоне со своими дружками. Говорят, в заведении и сегодня есть потайные ходы, по которым преступники в случае чего могли скрыться от нагрянувшей полиции.
Эпоха джаза – смелые девушки-флэпперы, которые будоражат общество легкомысленными платьями и короткими стрижками, курят и веселятся наравне с мужчинами, это танцы до утра и спиртное в кофейных чашках (сухой закон не сильно омрачает настроение тем, кто действительно любит веселье). Как в фильме "В джазе только девушки", прекрасно передающим атмосферу двадцатых в Чикаго:
- Что желаете?
- Выпивку.
- Простите, у нас только кофе.
- Кофе?
- Шотландский кофе, канадский, ячменный кофе...
- Шотландский. Полчашечки и еще содовую.
И это тоже про джаз Мода на радикальное мини заходит так далеко, что органам правопорядка приходится отлавливать на пляже особенно смелых девушек в купальниках, чтобы замерить длину их костюмов и в случае чего оштрафовать. В Берлине полицейские тоже ходят с линейками, чтобы оградить граждан от девичьих голых коленок.
Двадцатые – это, наконец, эпоха радио и первого звукового кино. Свой гвоздь в крышку гроба великого немого в свое время вбил фильм "Певец джаза" - первая полнометражная картина с репликами и музыкой, где в главной роли выступил популярный тогда вокалист, выходец из Литвы Эл Джолсон, выступавший на сцене с разукрашенным краской лицом - под чернокожего музыканта. Звука в фильме было не очень много (джаза, положа руку на сердце, и того меньше), но и его оказалось достаточно, чтобы побить по кассовым сборам лучшие образцы немых кинолент.
О художественных достоинствах фильма особенно много не скажешь, а вот на Джолсоне стоит остановиться поподробнее: это его Фрэнк Синатра, Бинг Кросби и Луи Армстронг, которые начнут скоро начнут царить на сцене, считали одним из основоположников американской эстрадной песни.
А к разговору о немых фильмах стоит добавить, что немало музыкантов обязаны мастерством импровизации тем, что работали таперами на кинопоказах, по ходу подбирая действию подходящую музыкальную иллюстрацию. Так что уходя, великий немой оставил богатое наследие. Яркий пример исполнителя, чьими университетами стала такая работа – органист, пианист, артист Фэтс Уоллер, один из первопроходцев надвигавшейся эры свинга… А свинг – это новая страница в истории джаза.
Свинг, свинг, свинг
С началом Великой депрессии "эпоха джаза" канула в прошлое, а вместе с ней – немало прекрасных коллективов, чья работа напрямую зависела от благосостояния публики.
Новые герои своего времени - это биг-бэнды, большие ансамбли в составе трех секций, где каждая могла звучать как один инструмент: саксофоны, ритм-секция из фортепиано, гитары, струнного баса и ударных инструментов, медная секция из труб и тромбонов. Оркестры Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Каунта Бэйси, Арти Шоу, Гленна Миллера, Чарли Барнета – творцы новой музыки, свинга, чьи ритмы как бы говорят: кризис кризисом, а мы продолжим веселиться.
Дадим слово звездам той эпохи, например, знаменитому барабанщику Джину Крупе, который определил свинг так:
"Полная и вдохновенная свобода ритмической интерпретации".
… или кларнетисту и дирижеру Бенни Гудмену:
"Свинг - это ощущение ускорения темпа, хотя вы по-прежнему играете в том же самом темпе".
Гимном эпохи свинга считается песня Sing Sing Sing – джазовый стандарт, созданный в 1936-м Луи Примой, а именно запись оркестра Бенни Гудмена, в которой принимал участие тот же Крупа, вскоре, к слову сказать, расставшийся с коллективом из-за того, что, по меннию дирижера, устраивал из выступлений шоу.
И Sing Sing Sing с его бешеными барабанами – это действительно шоу, свободное, захватывающее и для своего времени очень долгое. Запись пластинки, сделанная в 1938-м году, длилась 8 минут 43 секунды вместо положенных трех (а поэтому заняла две стороны винила), а живое выступление того же года в Карнеги-холле - все двенадцать с половиной вместе с импровизациями. Именно Sing Sing Sing, кстати, стал первой звучавшей в этом зале джазовой музыкой. Отныне импровизирует не весь коллектив (слишком велико число музыкантов), а, как правило, саксофон или тромбон.
И, конечно, звучат голоса – и какие голоса: Луи Армстронг, Билли Холидей, Нат Кинг Коул, Элла Фицджеральд…
Первая леди джаза Элла Фицджеральд >>
И это тоже про джаз Одна из самых известных импровизаций Эллы Фицджеральд – песня "Мэкки-нож", записанная во время выступления в Берлине. На самом деле в тот вечер певица забыла слова, но так удачно сымпровизировала, что в итоге получила две премии "Грэмми".
Свинг – это еще и танец, ставший крайне популярным благодаря биг-бэндам с их солистами-виртуозами. Публика ревет от восторга, когда на концерте соревнуется несколько оркестров и ни один не намерен проигрывать "сражение". Реакция у профессионалов на новые танцы в тридцатые была прохладной: в 1936-м президент Американского Общества Преподавателей Танца Филип Натл считал, что свинг дольше зимы не продержится, а президент Деловой Ассоциации Танцевальных Преподавателей Доналд Грант в 1938-м заключал, что это - "вырождающаяся форма джаза, приверженцы которой — несчастные жертвы экономической нестабильности". В сороковые стало понятно, что свинг – это надолго.
В противовес "коммерческой" музыке и мейнстриму – свингу, "сбежавшему" в маленькие клубы, куда музыканты из больших оркестров приходили играть небольшими составами, появился и бибоп - направление, открывшее двери современному джазу. Его родина – Гарлем, где после рабочего дня музыканты, а среди них Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Чарли Кристиан, собирались поиграть для души, без оглядки на зрителя. Их музыка была даже "жестока к зрителю": соло бибопа – более взвинченны и резки, импровизации стоятся на гармонии, а не мелодии, бибоп любит скэт – особенную манеру вокального исполнения, когда человек имитирует звучание инструмента.
А у нас сегодня джаз
Принято думать, что в Советском Союзе джаз не жил и не пел, но на самом деле "музыка толстых" была не так уж далека от простых слушателей: первые джаз-бэнды 1920-х развлекали публику танцевальными мелодиями из Европы, в 1930-е Дунаевский и Утесов создали по-настоящему советский народный джаз, который помогал "жить и строить" не хуже гимнов и маршей, а в сороковые боевой дух солдат поднимали колесившие по фронтам оркестры Александра Варламова, Александра Цфасмана, Николая Минха и того же Утесова.
И это тоже про джаз Кстати, едкое определение "музыка толстых" джазу дал писатель Максим Горький: говорят, на Капри пролетарского писателя сильно одолевали несущиеся отовсюду легкомысленные танцевальные ритмы, так что в конце концов он разразился грозной статьей в "Правде", одарив джаз массой весьма образными определениями - "хрюканье медной свиньи", "вопли ослов", "любовное кваканье огромной лягушки".
У отечественного джаза есть даже почти официальная дата рождения – 1 октября 1922 года, когда вернувшийся из Франции музыкант Валентин Парнах дал со своим оркестром первый джазовый концерт.
Несколькими месяцами раньше, в июле 1921-го года, в модном парижском кафе "Трокадеро" Валентин Парнах впервые услышал "Джазовых королей Луиса Митчелла". Поэт, переводчик, танцор и музыкант, который несколько лет прожил во французской столице и вращался в богемных кругах, Парнах был так поражен услышанным, что отправился на родину знакомить с новым искусством советских слушателей. В августе 1922-го года газета "Известия" сообщала о его прибытии: "В Москву приехал Председатель Парижской палаты поэтов Валентин Парнах, который покажет свои работы в области новой музыки, поэзии и эксцентрического танца, демонстрировавшиеся с большим успехом в Берлине, Риме, Мадриде, Париже". В октябре Парнах дал свой первый концерт, состоявшийся на сцене Центрального техникума театрального искусства (позже - ГИТИС) в Малом Кисловском переулке.
А когда в 1927-м году в Москве появился оркестр под управлением Александра Цфасмана ("АМА-джаз") и почти одновременно с ним - оркестр под управлением Леопольда Теплицкого в Ленинграде, можно сказать, что в СССР возник свой профессиональный джаз.
Особенная страница советского джаза – тридцатые с "Теа-джазом", придуманным артистом Ленинградского Театра Сатиры Леонидом Утесовым и трубачом Яковом Скоморовским, который впоследствии создал собственный оркестр. Его легкое эстрадное настроение с национальным колоритом (так, творческая дружба с Исааком Дунаевским принесла оркестру знаменитые джазовые "рапсодии" - обработки русских, украинских и еврейских песен) прижились и на экране, и в жизни. Чего стоит хотя бы знаменитая комедия Григория Александрова "Веселые ребята" 1934-го года, героем которой был пастух-музыкант Костя Потехин (в исполнении Утесова), ненароком ставший сенсацией в Московском мюзик-холле и возглавивший джазовый оркестр.
Ситуация изменилась с началом "холодной войны": джаз вдруг оказался "музыкой порабощения и духовной нищеты", и под негласный запрет попало даже само слово. Потихоньку возвращаться к слушателям джаз начал с "оттепелью" в середине 1950-х.
А одной из первых ласточек была музыкальная комедия Рязанова "Карнавальная ночь", где снялся недавно созданный ансамбль музыканта Эдди Рознера – без самого основателя, только вышедшего из лагерей. "Карнавальная ночь" стала первым фильмом в истории советского кино, где звучало джазовое соло на барабанах.
Первого октября 1956 года был основан "концертный эстрадный оркестр под управлением Олега Лундстрема", сейчас известный как самый "долгоиграющий" коллектив в мире. А среди современных нам джазменов в числе первых - имя Георгия Гараняна, начинавшего вместе с Лундстремом.
Сегодня джаз есть в каждой стране – со своими героями, легендами и, конечно, со своим лицом. Джаз - это десятки направлений: кул-джаз, фри-джаз, фьюжн, прогрессив-джаз, босанова... Он по-прежнему не стоит на месте – оставаясь состоянием души. Сергей Довлатов не был музыкантом, но чтобы чувствовать джаз и сказать о нем лучше всех, можно быть просто настоящим слушателем:
"Джаз - это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля... Джаз - это мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует душевный подъем, бесстрашие и откровенность...".
Подготовила Тамара Бараненкова
Аудиофрагменты предоставлены ФГУП "Фирма "Мелодия":
Элла Фицджеральд. "Lemon Drop". 1973 год. Запись подготовлена на основе архивной пластинки, изданной в 1974 году ФГУП "Фирма Мелодия" по лицензии Columbia
Марш-фокстрот "Новоселы". Оркестр под управлением Лундстрема. 1958 - 1959 годы
Георгий Гаранян. "Ленкорань". 1974 год
Леонид Утесов и Теа-Джаз. "Джаз-болелщик". 1934 год
Апа-джаз под управлением А. Цфасмана."Вау-Вау". 1929 год
Ленинградская джаз-капелла под управлением Ландсберга. 1933 год