Рейтинг@Mail.ru
Возрождение ГМНЗИ может создать опасный прецедент - эксперты - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Возрождение ГМНЗИ может создать опасный прецедент - эксперты

© РИА Новости / Владимир Вяткин | Перейти в медиабанкДиректор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова
Читать ria.ru в
Дзен
"Музейный передел, как и любой другой, чреват серьезными осложнениями", - считает директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская.

МОСКВА, 29 апр — РИА Новости. Возрождение уничтоженного в 1948 году Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ), основой которого были национализированные после революции собрания Сергея Щукина и Ивана Морозова, может создать опасный прецедент передела российских музейных коллекций, считают эксперты.

Музей, созданный Щукиным и Морозовым, был ликвидирован на основании постановления Сталина по идеологическим причинам — его обвиняли в формализме и собирании антинародного искусства. После этого его собрания, в которых были полотна Матисса, Ренуара, Дега, Пикассо и других, были распределены между петербургским Эрмитажем и столичным Государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина без соблюдения принадлежности к коллекционерам.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Архив
Пиотровский заявил, что коллекция Эрмитажа должна быть неприкосновенна
Директор ГМИИ Ирина Антонова говорит о восстановлении исторической справедливости и воссоединении коллекций в Москве уже давно. В последний раз вопрос был поднят на минувшей неделе на самом высоком уровне — во время "прямой линии" с президентом РФ Владимиром Путиным, который пообещал поддержать возрождение ГМНЗИ, если музейное и экспертное сообщество не будет возражать. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, как и много лет подряд, выступает категорически против передачи в Москву той части этих собраний, которая находится в его музее.

Первый в своем роде

Эксперты считают, что России в целом и Москве в частности нужен музей западного искусства, положившего начало искусству ХХ века. Наталья Семенова, автор многочисленных книг о Щукине и Морозове, их собраниях и художниках, которых они приобретали, считает, что сама по себе идея воссоздать подобный музей замечательна.

"Если мы про все забудем — это гениальная идея создать великий музей, Москва — столица культурной империи и так далее. Антонова, ставя этот вопрос, поставила вопрос о главном — что у нас нет музея искусства модернизма".

"Надо воспитывать вкус и учить на примерах, как наш авангард был связан с мировым, и тогда, возможно, казаки не будут с шашками приходить к Гельману", — сказала РИА Новости Семенова.

Со своей стороны, директор Государственного института искусствознания Наталия Сиповская призналась, что у нее двойственное отношение к проекту воссоздания ГМНЗИ.

"Если брать музей, то это был первый в мире музей современного искусства, который по совокупности коллекций представляет собой артефакт. Это восстанавливает репутацию города в качестве пусть не культурной столицы, но замечательного художественного центра, имеющего свою ярко выраженную историю, поскольку у Москвы был свой коллекционный бренд — новое на тот момент искусство", — отметила она.

П/к директора ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирины Антоновой
Антонова против "музейных склок" вокруг идеи по воссозданию ГМНЗИ
И Семенова, и Сиповская уверены, что, если воссоздавать музей, то он не должен размещаться в особняке Морозова на Пречистенке, как раньше (теперь там находится Выставочные залы Академии художеств). Для такого статусного музея следует выстроить отдельное здание по проекту, желательно, какого-нибудь всемирно известного архитектора.

Гораздо сложнее стоит вопрос, за кем в итоге должны быть закреплены коллекции Щукина и Морозова. Не так давно сама Антонова предложила отдать эту часть коллекции ГМИИ и сделать новую институцию со своим директором, не относящуюся ни к чьей структуре — ни Эрмитажа, ни возглавляемого ею ГМИИ. Она даже предложила передать под него здание из своего комплекса — Институт философии, бывшую усадьбу Голицыных, где в свое время размещался Голицынский музей.

Семенова при этом говорит, что этот шаг превратит ГМИИ во второстепенный музей, в то время как Эрмитаж был и останется великим музеем, хотя зарабатывать ему станет сложнее, поскольку "все доходы Эрмитажа построены именно на шедеврах".

Внимание, опасность!

Эксперты считают, что воссоединение коллекций Щукина и Морозова совершенно не безобидно для сложившейся в России музейной системы.

"Никто еще полгода назад не представлял себе, что сама мысль о переделе музейных коллекций может обсуждаться. Это ломка всей музейной системы России", — сказала Семенова.

По ее словам, раньше обсуждалась идея воссоединения коллекций в ГМИИ и Эрмитаже — то есть щукинские вещи к щукинским, морозовские — к морозовским, и дальше решается, в каком городе чье собрание будет представлено.

Нынешняя ситуация, отметила Семенова, делает возможной музейную реституцию — в частности, региональные музеи можно просить вернуть то, что было передано в них из крупных музеев в советское время.

По мнению директора Государственного института искусствознания, "музейный передел, как и любой другой, чреват серьезными осложнениями".

"Факт перераспределения может оказаться опасным прецедентом для созданных музейных коллекций. И эта проблема изначально трудная, поэтому все зависит от того, насколько изящно у нас она решится. Было бы лучше, чтобы "досталось всем сестрам по серьгам" и это было бы примером сотрудничества Эрмитажа и ГМИИ имени Пушкина", — заключила Сиповская.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала