Комплексные центры образования в области энергоэффективности в последние месяцы активно создаются на базе ведущих вузов страны. Кто и зачем проходит в них обучение? Как полученные знания помогают выпускникам в работе по повышению энергоэффективности образовательных учреждений? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости ответил директор Комплексного центра обучения в сфере энергоэффективности Казанского (Приволжского) государственного университета Искандер Гильманшин.
— Искандер Рафаилович, кто приходит учиться в ваш комплексный центр?
— У нас проходят обучение сотрудники нашего университета, его инженерных, обслуживающих, образовательных подразделений. В целевых мероприятиях участвуют руководители школ, детских садов и других образовательных учреждений. Они приходят в наш центр за информацией о методах и способах повышения энергоэффективности своих учреждений, об этапах, контрольных точках и способах реализации 261-ФЗ. Закон предполагает проведение комплекса мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности бюджетных учреждений. Наша задача — научить слушателей эффективно выполнять требования закона. На занятиях мы вместе разбираем этапы этой работы, начиная с энергетического обследования, составления программы повышения энергоэффективности, до проведения необходимых мероприятий и получения обратной связи.
— А разве можно на краткосрочных курсах научить слушателей такой сложной вещи, как проведение энергетического обследования?
— Мы ни в коем случае не пытаемся сделать это. Руководителям образовательного учреждения приходится выступать в роли заказчиков энергообследования. Соответственно, они должны знать и понимать, на каких этапах, какими способами они могут, не являясь экспертами в этой области, оценить качество выполненных подрядчиком работ. Ответственные за энергосбережение в образовательных учреждениях должны знать, какими технологическими решениями можно повысить эффективность конкретных систем теплоснабжения, электроснабжения и освещения зданий и аудиторий.
— До первого января все бюджетные образовательные учреждения должны были получить энергопаспорта, но не все успели это сделать, кое-где работа продолжается и сегодня. Учите ли вы ваших слушателей оценивать качество услуг в этой сфере?
— Да, мы освещаем этот вопрос на наших курсах, рассказываем, зачем нужно регулярно проходить энергообследование. Грамотная постановка задачи при обследовании предполагает последующую разработку программы мероприятий.
Согласно 261-ФЗ, бюджетные учреждения должны ежегодно снижать энергопотребление на минимум три процента. Кроме того, они должны повышать свою энергоэффективность. Мы объясняем слушателям, что это такое, при этом мы разделяем понятия "энергосбережение" и "энергоэффективность".
Часто люди говорят: "Мы выключим свет, и сэкономим энергию". Но не все так просто. В школах, детских садах и вузах мы обязаны поддерживать определенный уровень освещенности, определенную температуру. Мы обязаны обеспечить качественный образовательный процесс, установленные законом условия труда, а они требуют энергетических затрат. Приходится думать, какими способами можно воспользоваться — рекуперацией системы вентиляции, передовыми энергоэффективными источниками света…
— Не все мероприятия по увеличению энергоэффективности образовательных учреждений связаны с большими затратами. Может ли их внедрение быть экономически выгодным для руководителей образовательных учреждений?
— При подготовке каждого проекта по проведению энергоэффективных мероприятий мы ставим задачу по достижению окупаемости. У этого вопроса очень много аспектов. Если, к примеру, мы редко пользуемся каким-то помещением, то, вроде бы, мы и должны заменить там систему освещения, но вложения в ближайшее время мы не окупим. С другой стороны, все равно делать это надо.
И в тоже время построение системы управления энергопотреблением зачастую дает колоссальный эффект. Кроме того, большое значение имеет сознательность работников. Если вам жарко, и у вас стоит регулирующая аппаратура на батарее, протяните руку, прикройте вентиль, а не открывайте окно. Казалось бы, это так просто. Энергосбережению могут помочь меры на уровне наглядной агитации, как в советское время. Эти меры могут производить заметный эффект, кроме того, у них нет понятия амортизации и износа. Если, с одной стороны, у людей удастся сформировать понимание того, что уходя, надо выключать свет и закрывать окна, а с другой, обеспечить в помещении нормальный уровень освещенности, комфортную температуру и качественный состав воздушной смеси, мы достигнем своей цели.