Рейтинг@Mail.ru
Горчаков: дискуссий в парламенте Приморья меньше не становится - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Горчаков: дискуссий в парламенте Приморья меньше не становится

Читать ria.ru в
Дзен
В субботу, 27 апреля в России впервые отмечают День российского парламентаризма. О том, какими вопросами в повестке дня живет депутатский корпус Приморья сегодня и каким будет будущее краевого парламентаризма рассказал РИА Новости председатель Законодательного собрания края Виктор Горчаков.

- Виктор Васильевич, учреждение год назад этой памятной даты связали с задачей популяризации деятельности представительных органов власти. Насколько Законодательное собрание Приморья само готово быть доступным и понятным для избирателя?

— Законодательное собрание делает со своей стороны многое, чтобы  быть открытым для приморцев. Заседания краевого парламента  уже несколько лет идут в интернете в прямом эфире, и каждый, кому это интересно, может следить за его ходом. Большинство депутатов доступны для общения с журналистским сообществом и с избирателями. Проводим встречи с председателями представительных органов местного самоуправления, стараемся учитывать мнение мест, объясняем свою позицию по вопросам повестки, действуем сообща.

Например, встал вопрос о ликвидации очередей в детсады. Формально – обязанность муниципальной власти. Но мы прекрасно понимаем, что местные власти не потянут сейчас решение этой проблемы, поэтому реализуем соответствующую программу совместно. Та же самая  проблема встала по наделению землей для жилищного строительства многодетных семей. Обеспечение будущих микрорайонов коммунальной инфраструктурой, техусловиями мы закладываем в бюджет региона.

- При краевом парламенте действует совет, объединяющий председателей представительных органов муниципальной власти. Что он дает муниципалам? Помогает ли в решении проблем территорий?

— Если говорить о законодательных инициативах местных парламентов, то они сами наделены правом вносить их на рассмотрение в краевой ЗАКС. Замечу, не все предложения муниципалов поддерживаются их коллегами на региональном уровне. Но среди тех инициатив, которые мы помогли протолкнуть на более высокий федеральный уровень, — попытка найти механизм дополнительной социальной поддержки социальной категории детей войны – тех, кто родился в военные и послевоенные годы.

С таким предложением активно выступали власти Уссурийска, Владивостока, других территорий. Мы смогли внести эту инициативу в Государственную думу. И хотя с первого захода нам отказали по причинам, показавшимся нам не очень убедительными, отрицательный опыт – тоже опыт.

Другая тема, по которой делаем сейчас очередной "заход" – это попытка вернуть дальневосточный коэффициент для пенсионеров. Мы уже дважды обращались с таким предложением в нижнюю палату Федерального собрания – прошлый и нынешний созыв, сейчас снова с ним выходим. Мы не теряем надежду. Не так много людей осталось, которые могут претендовать на такие льготы, жизнь непростая на Дальнем Востоке.

А пример удачный – присуждение Владивостоку почетного звания Города воинской славы. Когда с этой идеей выходила городская дума, не все верили в ее успешность. Некоторые деятели заняли выжидательную позицию. Законодательное собрание Приморья городских депутатов поддержало, и хорошо, что вопрос решился положительно.

- Но в целом, судя по вашему ответу, к региональным депутатам на федеральном уровне не очень-то прислушиваются…

— На заседаниях Совета законодателей при Федеральном собрании России, который объединяет председателей региональных парламентов, нам предоставляют отчет: сколько всего поступает законодательных инициатив из субъектов Федерации, сколько из них доходит до стадии законопроектов. С бюрократической точки зрения, взаимодействие между парламентариями двух уровней власти идет. Но идет, на мой взгляд,  действительно непросто.

Во-первых, депутаты Госдумы демонстрируют региональным коллегам, что "сами с усами" и без советов знают, что надо делать в законотворчестве. Во-вторых, инициативы с мест надо соотносить с позицией правительства, потому что Госдума не будет принимать решения, пока не будет положительного заключения кабмина. Мы это принимаем и не возражаем. Наша задача как парламента субъекта Федерации отстаивать интересы своего региона.

Потрясающая судьба в этой связи у проекта федерального закона "Об аквакультуре", который пытается уже несколько лет продвинуть Законодательное собрание Приморского края.  Документ разработан лет шесть назад и до сих пор не рассмотрен. Мы вовлекали в его обсуждение депутатов Госдумы, членов Совета федерации от Приморья: демонстрировали возможности предприятий аквакультуры, давали возможности нырнуть за гребешком, восхитится морскими плантациями, попробовать на вкус. Но законопроект как лежал, так и  лежит на полке.

Мы чувствуем, что есть некое сопротивление его принятию, трудно сказать – кого. Сейчас представители этой отрасли возлагают надежду на одну крупную рыбопромышленную компанию, которая входит сейчас на Дальний Восток. Одним из аспектов ее интересов — сфера аквакультуры. Возможно,  она поспособствует рассмотрению законопроекта. Мы не теряем надежды, что этот закон будет принят.

- Вашим коллегам из других регионов так же тяжело продвигать свои законопроекты?

— Из общения в рамках Дальневосточной ассоциации законодательных органов складывается, что  ситуация у всех примерно одинаковая. Кстати, на Дальнем Востоке мы сейчас стараемся согласовывать наши законотворческие инициативы с соседями по региону. Например, недавно поддержали ряд инициатив Амурской области, связанных с земельным вопросом, координируем наши действия.

Мы  понимаем, что по ряду вопросов у региональных парламентов есть конфликт интересов, особенно когда недавно обсуждали программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Например, сейчас три или четыре территории округа претендуют, чтобы завод по сжижению газа был построен именно у них.

Идут споры относительно нефтеперерабатывающего завода в Находке, когда аналогичный работает в Хабаровске. Есть деликатный вопрос строительства мостов через Амур в ЕАО и в Амурской области: их появление ослабит транспортные потоки в Приморском крае по Транссибу. И в этом случае вопрос согласования позиций представляется очень важным.

- Заседания краевой Думы конца 90-х и нынешние сессии Законодательного собрания  проходят по-другому — меньше стало прений и обсуждений. Краевой парламент перестал быть местом для дискуссий?

— Дискуссий среди депутатов меньше не стало, они просто перераспределились во времени и пространстве. В Законодательном собрании четыре фракции, и каждая старается отстаивать свое мнение. Однако споры идут в основном на заседаниях комитетов, а не на сессии. Хотя некоторые скучают по тем временам, когда в стенах краевой думы подолгу сидели, много говорили, часами не могли прийти к компромиссу. Но лично у меня возникает вопрос о содержательности таких споров.

У нас и сейчас споры возникают, и мы, не скрываю, стараемся профилактировать ситуацию, вести предварительные переговоры с разными депутатскими группами и фракциями, учитывать их интересы и пожелания. Мне как председателю, который вынужден приводить разные точки зрения к общему знаменателю, работать легче не стало.

- Как складываются отношения парламента с администрацией Приморья? Вы можете назвать  представительный орган власти независимым от исполнительного?

— Мы не можем проводить политику, независимую от администрации края хотя бы потому, что связаны с исполнительной властью разными видами взаимоотношений. Исполнительная власть ведет текущую повседневную работу. Задача представительной ветви – определять основы бюджетного процесса, следить за исполнением бюджета.

Что касается отношений с администрацией, то они складываются исходя из личностей людей, которые представляют обе ветви власти, степенью их профессионализма, их вовлеченности в процесс, даже их характером. Очень много индивидуальных факторов, но главным является аспект профессионализма и следование букве закона.

Отвечая на ваш вопрос: без нужды часто употреблять слово "независимый" в отношениях ЗАКСа с администрацией я бы не стал.

- Насколько чиновники откликаются на предложения депутатов?

— По-разному бывает. Есть предложения, которые принимаются исполнительным органом. Если это уже принятое решение в виде нормативного документа, то администрация его исполняет. Либо положения законопроектов оспариваются в процессе принятия решения, такое у нас достаточно часто возникает.
Мотивация таких возражений, как правило, двойственна. Либо у  исполнительной власти среди приоритетов что-то другое, либо с целями она с Законодательным собранием солидарна, но в бюджете отсутствуют средства на их реализацию.

- Вы являетесь координатором в Приморье проекта "России важен каждый ребенок". Что планируется сделать в сфере законотворчества для решения проблемы сиротства в крае? Что уже удалось сделать?

— Наш комитет по социальной политике достаточно активно работает в этом направлении. Нужно просто понимать, что проблема сиротства стала запущенной в силу разных причин. Сейчас государство стало заниматься этой темой с усиленным вниманием, больше выделяется на это бюджетных средств. С другой стороны, к этой проблеме привлечено внимание еще и международной общественности, ее уже нельзя игнорировать.

Сейчас действительно идет масштабная работа по разработке, как это модно стало говорить, "дорожных карт" по решению проблемы сиротства. По степени важности мне представляется чрезвычайно актуальным вопрос адаптации сирот к взрослой жизни. Потому что с питанием, проживанием, обучением процесс налажен.

Но вот когда детдомовцы покидают стены учреждений, как раз и начинаются проблемы. Они оказываются неспособными вести домашнее хозяйство, с трудом находят работу и создают нормальные семьи. Не буду конкретизировать, но вот обычный случай. Выдали выпускникам согласно закону квартиры. Они съехались в одну, а другие стали сдавать в аренду, и в вопросе их социализации, включения в общество, возникает много проблем.

- Есть ли в этой "дорожной карте" пункт  упрощения оформления опекунства? Заботу о сиротах могут взять на себя их родственники, но сейчас им приходится пройти семь кругов бюрократического ада, чтобы оформить необходимые бумаги?

— Пункт о необходимости упрощения процедуры усыновления и опекунства есть. Но существует и  определенное недоверие специалистов к таким изменениям. Мы  собрали профессионалов, которые давно занимаются проблемой. И они высказывают опасение, что выделяемые сейчас льготы для опекунов могут привести к тому, что на этом начнут зарабатывать. Но нам, считаю, все равно придется идти на такой риск. Другого пути нет.

- Заглянем в будущее. Каким будет Законодательное собрание через пять лет? Как будет развиваться парламентаризм в Приморье?

— В том, что он изменится, сомнений нет. В жизнь вошел интернет, который сильно повлиял на механизм принятия решений, открытость законотворчества, возможность общения власти с гражданином. Что останется неизменным, так это чувство ответственности депутата.

Часть народных избранников уже сейчас задумались: а стоило ли им полтора года назад идти в депутаты. Все депутаты на виду, и в этом нет никакой трагедии, хотя некоторым непривычно. Ведь влиять на принятие решение можно и другим способом – обращениями в органы власти.
Практика отношений, конечно, изменится. Из депутатского корпуса в силу разных причин уйдет бизнес. Больше будет представителей социальной сферы – врачей, учителей, они снова придут в парламенты, которые пока не могут выдержать на выборах конкуренции с денежными мешками. Но это образованные люди и суть проблем понимают.

Законодательное собрание через пять лет будет другим, я в этом не сомневаюсь. Но содержание его работы – делать жизнь в крае лучше, удобнее, благополучнее – останется неизменным.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала