Рейтинг@Mail.ru
Харламов. Спасибо, что живой - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Харламов. Спасибо, что живой

Читать ria.ru в
Юрий Богомолов благодарен авторам "Легенды" о Харламове, что они не приделали по настоящей голове ни Харламову, ни Тарасову.

ТВ уговаривало, уговаривало меня посмотреть "Легенду 17" и… уговорило. Посмотрел.

…Столько было рекламных роликов, столько передач, посвященных фильму Николая Лебедева о великом хоккеисте Валерии Харламове, и такое его горячее обсуждение в соцсетях, что поневоле возникло желание поговорить не только о фильме, но и о реакции на него.

Что сразу обратило внимание в откликах на картину. Пламенные благодарности чередуются с глубокими обидами. То и другое небезосновательно.

© Централ ПартнершипКадр из фильма "Легенда №17"
Кадр из фильма Легенда №17

Фильм грамотно выстроен, что называется, по голливудским лекалам. Вот щенок, оказавшийся на пути у стада разъяренных быков. Вот на их пути мальчик, прижимающий к груди щенка, рискующий сам быть затоптанным дикой сворой. Вот испанский мужчина, одаренный пластикой матадора, завораживает неукротимого животного взмахами подвернувшейся под руку мулеты и спасает мальчика, который впоследствии становится звездой мирового хоккея и гордостью страны.

В финале он снова сталкивается с быками, но уже в фигуральном смысле, то есть с канадскими профессионалами. Того и гляди его затопчут, сметут, размажут по бортику, но он, будто тореадор, работая клюшкой как мулетой, выписывая невероятные виражи на ледовой арене, укрощает свору диких мустангов в хоккейной амуниции. Все встают. Родные и близкие едва сдерживают слезы радости. Страна в восхищении, мир в изумлении. Кинозрители стоя аплодируют на заключительных титрах.

Фильм и в правду будит эмоции. В том числе и патриотические, столь привычные для голливудских блокбастеров. В осадке – мужественный благородный сентиментализм, за что спасибо создателям поведанной нам сказки.

Стоп. Но ведь это не сказка. Все это было в реальности: были великие Харламов и Тарасов, была великая, нечаемая и негаданная победа на канадском льду над непобедимыми заокеанскими профессионалами. Я помню ее. Я жил в том времени.

Да, я, как многие, 40 лет назад, несмотря на "стилистические разногласия с советской властью", испытал прилив счастья. Как, наверное, испытывали его в годы Великой отечественной войны белоэмигранты, узнав об очередной победе советской армии.

Воспоминания слишком живы, чтобы воспринимать хоккейную сказку всего лишь как сказку. В заглавии заявлена жанровая принадлежность – "легенда". Но вместе с тем, легенда тут же конкретизирована, то бишь пронумерована – 17.

Это номер, под которым выступал Валерий Харламов, реальный человек со своей биографией и с трагическим финишем – он дважды попадал в жуткие ДТП, последнее из которых стало для него смертельным. Оно по уважительной причине не попало в створ сюжета – фильм не байопик и не документальный очерк. Авторы сочинили художественное обрамление памяти о славном человеке и о его спортивном подвиге. Замысел понятен. Он считывается с экрана.

Подробнее о фильме "Легенда №17" читайте на сайте Weekend >>

Но опять же – былое слишком близко. Слишком много живых свидетелей и участников тех событий, о которых сказка сказывается, легенда складывается. И это мешает, царапает. Особенно, когда дело доходит до той исторической игры со сборной Канады, которой и завершается фильм.

На экране она выглядит не совсем честной. Не по отношению к канадцам. По отношению к своим. К тем, кто бился тогда вместе с Харламовым – Якушев, братья Майоровы, Мальцев, Зимин, Михайлов, юный Третьяк. А впечатление такое, будто победили Харламов и еще Тарасов, что находился во дворе своего дома и как бы дирижировал игрой. Фамилии Якушева и еще чьи-то назывались, но все эти ребята на экране без лиц, ну, и, разумеется, без характеров, без индивидуальностей. Они всего лишь – массовка. А я помню, что первую шайбу, самую важную, при счете 0:2, забил Зимин. Вторую, что позволила сравнять счет, заколачивает Михайлов… Да, конечно, Харламов в той игре блистал; он забивает третью и четвертую шайбы. Он был велик, но и остальные играли вдохновенно. А где они на экране?..

Стоп. Но ведь это же фильм художественный; он снят во славу именно Харламова. Это блокбастер, у которого свои "правила игры". Здесь герой (тот, который главный) – один в поле воин. Прочие ему подыгрывают.

Да, но в той игре, которую мы по праву считаем исторической, не мог победить один человек, даже самый выдающийся.

***

Слишком много точек соприкосновения между реальностью и легендой, чтобы о них забыть по ходу просмотра и после него. Если меня, болельщика, это заело, то могу себе представить, как это отозвалось в душе самих героев реального матча.

Проблема, видимо, в том, что авторы задались идеей не просто беллетризировать один из фрагментов славной биографии своего героя, но создать миф патриотического содержания, для чего и была произведена утилизация судьбы недюжинного человека. Такой рациональный подход к материалу сильно обеднил художественный результат, но возможно, достиг воспитательной цели.

Мифотворчество – почтенное и нужное занятие. Зрительский успех "Легенды 17", видимо, свидетельствует о его пользе и о спросе на него. Если вспомнить относительно недавний опыт наших кинематографистов по воскрешению нашего легендарного барда в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой", то становится понятно, насколько востребован сегодня этот продукт.

***

Спасибо авторам "Легенды" о Харламове, что они не приделали по настоящей голове ни Харламову, ни Тарасову.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала