ТВ уговаривало, уговаривало меня посмотреть "Легенду 17" и… уговорило. Посмотрел.
…Столько было рекламных роликов, столько передач, посвященных фильму Николая Лебедева о великом хоккеисте Валерии Харламове, и такое его горячее обсуждение в соцсетях, что поневоле возникло желание поговорить не только о фильме, но и о реакции на него.
Что сразу обратило внимание в откликах на картину. Пламенные благодарности чередуются с глубокими обидами. То и другое небезосновательно.
Фильм грамотно выстроен, что называется, по голливудским лекалам. Вот щенок, оказавшийся на пути у стада разъяренных быков. Вот на их пути мальчик, прижимающий к груди щенка, рискующий сам быть затоптанным дикой сворой. Вот испанский мужчина, одаренный пластикой матадора, завораживает неукротимого животного взмахами подвернувшейся под руку мулеты и спасает мальчика, который впоследствии становится звездой мирового хоккея и гордостью страны.
В финале он снова сталкивается с быками, но уже в фигуральном смысле, то есть с канадскими профессионалами. Того и гляди его затопчут, сметут, размажут по бортику, но он, будто тореадор, работая клюшкой как мулетой, выписывая невероятные виражи на ледовой арене, укрощает свору диких мустангов в хоккейной амуниции. Все встают. Родные и близкие едва сдерживают слезы радости. Страна в восхищении, мир в изумлении. Кинозрители стоя аплодируют на заключительных титрах.
Фильм и в правду будит эмоции. В том числе и патриотические, столь привычные для голливудских блокбастеров. В осадке – мужественный благородный сентиментализм, за что спасибо создателям поведанной нам сказки.
Стоп. Но ведь это не сказка. Все это было в реальности: были великие Харламов и Тарасов, была великая, нечаемая и негаданная победа на канадском льду над непобедимыми заокеанскими профессионалами. Я помню ее. Я жил в том времени.
Да, я, как многие, 40 лет назад, несмотря на "стилистические разногласия с советской властью", испытал прилив счастья. Как, наверное, испытывали его в годы Великой отечественной войны белоэмигранты, узнав об очередной победе советской армии.
Воспоминания слишком живы, чтобы воспринимать хоккейную сказку всего лишь как сказку. В заглавии заявлена жанровая принадлежность – "легенда". Но вместе с тем, легенда тут же конкретизирована, то бишь пронумерована – 17.
Это номер, под которым выступал Валерий Харламов, реальный человек со своей биографией и с трагическим финишем – он дважды попадал в жуткие ДТП, последнее из которых стало для него смертельным. Оно по уважительной причине не попало в створ сюжета – фильм не байопик и не документальный очерк. Авторы сочинили художественное обрамление памяти о славном человеке и о его спортивном подвиге. Замысел понятен. Он считывается с экрана.
Подробнее о фильме "Легенда №17" читайте на сайте Weekend >>
Но опять же – былое слишком близко. Слишком много живых свидетелей и участников тех событий, о которых сказка сказывается, легенда складывается. И это мешает, царапает. Особенно, когда дело доходит до той исторической игры со сборной Канады, которой и завершается фильм.
На экране она выглядит не совсем честной. Не по отношению к канадцам. По отношению к своим. К тем, кто бился тогда вместе с Харламовым – Якушев, братья Майоровы, Мальцев, Зимин, Михайлов, юный Третьяк. А впечатление такое, будто победили Харламов и еще Тарасов, что находился во дворе своего дома и как бы дирижировал игрой. Фамилии Якушева и еще чьи-то назывались, но все эти ребята на экране без лиц, ну, и, разумеется, без характеров, без индивидуальностей. Они всего лишь – массовка. А я помню, что первую шайбу, самую важную, при счете 0:2, забил Зимин. Вторую, что позволила сравнять счет, заколачивает Михайлов… Да, конечно, Харламов в той игре блистал; он забивает третью и четвертую шайбы. Он был велик, но и остальные играли вдохновенно. А где они на экране?..
Стоп. Но ведь это же фильм художественный; он снят во славу именно Харламова. Это блокбастер, у которого свои "правила игры". Здесь герой (тот, который главный) – один в поле воин. Прочие ему подыгрывают.
Да, но в той игре, которую мы по праву считаем исторической, не мог победить один человек, даже самый выдающийся.
***
Слишком много точек соприкосновения между реальностью и легендой, чтобы о них забыть по ходу просмотра и после него. Если меня, болельщика, это заело, то могу себе представить, как это отозвалось в душе самих героев реального матча.
Проблема, видимо, в том, что авторы задались идеей не просто беллетризировать один из фрагментов славной биографии своего героя, но создать миф патриотического содержания, для чего и была произведена утилизация судьбы недюжинного человека. Такой рациональный подход к материалу сильно обеднил художественный результат, но возможно, достиг воспитательной цели.
Мифотворчество – почтенное и нужное занятие. Зрительский успех "Легенды 17", видимо, свидетельствует о его пользе и о спросе на него. Если вспомнить относительно недавний опыт наших кинематографистов по воскрешению нашего легендарного барда в фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой", то становится понятно, насколько востребован сегодня этот продукт.
***
Спасибо авторам "Легенды" о Харламове, что они не приделали по настоящей голове ни Харламову, ни Тарасову.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции