После аварии на АЭС "Фукусима" на Дальневосточном таможенном пункте автомобили досматривают с особой тщательностью. Уровень радиационного излучения многих из них в несколько раз превышает стандарт в 1 кюри, установленный Федеральным законом о радиационной безопасности населения.
"За два года была выявлена почти тысяча случаев, когда коммерсанты умышленно или сами того не подозревая ввозили товары, которые были облучены. Как правило, это автомобили или запчасти к ним", — рассказал начальник пресс-службы Федеральной таможенной службы России Дмитрий Котик.
В своей работе таможенники используют портативные дозиметры, а также специальную систему "Янтарь". Она установлена на всех таможенных пунктах России и способна улавливать малейшее превышение радиации.
С помощью нее, в частности, осматривают багаж и пассажиров в московском аэропорту "Домодедово". Пассажир проходит через рамки, напоминающие обычный металлоискатель, а его багаж "просвечивают" с помощью специального сканера. Если система обнаруживает превышение радиационного фона, то зараженный предмет или одежду человека оставляют внутри сканера. Он помогает избежать облучения остальных пассажиров аэропорта, так как оснащен специальными толстыми стенками. После приезда специалистов радиоактивный предмет перемещают в защищенный контейнер, а потом на специальной машине доставляют на склад. Оттуда он поступит на экспертизу в Роспотребнадзор, где будет решено, что с ним делать дальше – чистить или утилизировать.
По данным Федеральной таможенной службы, только в аэропорту Домодедово система "Янтарь" фиксируют до 70 сигналов о превышении допустимой нормы радиации за день.