В Париже в эти дни проходит Конференция по противодействию коррупции. Об антикоррупционных конвенциях и о том, что предлагает Россия для борьбы с коррупцией в спорте, в беседе с корреспондентом РИА Новости в Париже Викторией Ивановой рассказал сопредседатель рабочей группы по противодействию коррупции G20, заместитель директора Департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Дмитрий Феоктистов.
— Почему теме коррупции G20 уделяет так много внимания?
— Проблеме коррупции уделяет много внимания не только G20, но и весь мир, поскольку это гигантская проблема, у которой различные измерения. Например, с моральной стороны, коррупция разъедает души людей, заставляя их делать неправильные поступки — речь идет не только о тех, кто берет взятки, но и о тех, кто их дает. У этой проблемы огромное экономическое измерение — только в развивающихся странах потери от коррупции составляют от 20 до 40 миллиардов долларов в год. У этой проблемы есть и политическое измерение — зачастую то, как страны противодействуют коррупции, используется потом другими странами, порой и не в самых благовидных целях.
"Двадцатка" уделяет проблеме особое внимание потому, что в прошлом году был принят специальный план по борьбе с коррупцией сроком на два года. Сейчас мы находимся, в рамках российского председательства в G20, где-то в середине пути по его выполнению. Это всеобъемлющий документ, в нем прописано более десяти различных направлений, связанных с противодействием коррупции, и этот план мы обсуждали в ходе первой встречи антикоррупционной группы G20, которая состоялась в Москве в феврале. Следующая встреча пройдет в Оттаве.
— Почему эта тема важна конкретно для России как страны, председательствующей в G20?
— Сегодняшняя конференция проводится российским председательством в G20 совместно с ОЭСР и Управлением ООН по наркотикам и преступностью (UNODC). Мы хотели соблюсти традицию — эти мероприятия проводились и прошлом, и в позапрошлом году. С учетом того огромного внимания, которое Москва уделяет противодействию коррупции в России, международному сообществу было бы непонятно, если бы такое мероприятие не прошло бы под российским председательством в "двадцатке".
— Какие существуют стандарты в области противодействия коррупции?
— Краеугольным камнем во всеобъемлющем противодействии коррупции является Конвенция ООН против коррупции, в которой подробно прописаны все направления борьбы с этим злом. Россия ее ратифицировала, как и большинство стран G20. Исключением являются Германия и Япония, которые в силу различных, в основном, внутренних, причин пока к ней не присоединились, но работают над этим. У нас есть основания полагать, что в ближайшее время — не сегодня и не завтра, и даже не во время российского председательства в "двадцатке", но в ближайшие годы — эти страны также ратифицируют Конвенцию ООН против коррупции.
Своя конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок есть и у ОЭСР. Тут у G20 дела обстоят немного хуже — далеко не все страны "двадцатки" к ней присоединились, но Москва, подчеркну это особенно, ратифицировала и ее тоже. Как бы иногда за рубежом ни пытались представить, что Россия с коррупцией борется недостаточно решительно и не готова к международному сотрудничеству в этом вопросе, это совершенно не так.
Есть также Антикоррупционный план и у G20, над выполнением которого мы сейчас активно работаем. Я надеюсь, что в следующем году, когда уже Австралия завершит свое председательство в "двадцатке", мы сможем доложить лидерам о том, что этот план выполнен.
Кроме того, Россия предлагает, с учетом того, что коррупция появилась не вчера, а завтра мы ее не победим, подумать над тем, чтобы разработать всеобъемлющую долгосрочную стратегию G20 по борьбе с коррупцией. Нынешние планы рассчитаны на год-два, но мы считаем, что этого недостаточно. Мы должны посмотреть за горизонт, определить все цели в борьбе с коррупцией. Мы рассчитываем, что наши партнеры в этом году поддержат нашу инициативу.
— Что Россия предлагает участникам конференции?
— Россия, конечно, приехала не с пустыми руками. Мы привезли сильную команду — это и российский шерпа, руководитель Экспертного управления президента РФ Ксения Юдаева, и советник президента Сергей Дудык, и заместитель генсека ООН, руководитель Венского отделения ООН Управления ООН по наркотикам и преступности Юрий Федотов. Этим мы хотим продемонстрировать, что лучшие силы России брошены на противодействие коррупции и на обсуждение этого вопроса в рамках "двадцатки". Помимо этого что мы привезли две специальные инициативы. Это необычно для страны-председателя G20, но Россия на этот раз выдвинула ряд инициатив в тех областях, которые, на наш взгляд, требуют особого внимания со стороны G20.
— Расскажите о них подробнее, пожалуйста.
— Одна из них — взаимосвязь коррупции, антикоррупционных мер и экономического роста. Чем сильнее страна борется с коррупцией, тем у нее больше возможностей для экономического роста.
Вторая инициатива — противодействие коррупции при проведении международных и, прежде всего, спортивных мероприятий. Эта тема у всех на слуху, она играет для нас большую роль, поскольку в ближайшие годы Россия проведет множество международных мероприятий, как связанных со спортом, например, Универсиада в Казани или Олимпийские игры в Сочи, так и не связанных. Это мероприятия в рамках нашего председательства в "двадцатке" в этом году, в "восьмерке" в следующем и начинающегося 1 июля председательства в группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Поэтому теме коррупции мы уделяем особое внимание. Мы хотим обменяться опытом с нашими коллегами из разных стран, чтобы определить для себя, какие меры надо предпринять, чтобы обеспечить честность, прозрачность, открытость этих мероприятий, чтобы свести к минимуму коррупционные риски.
— И как Россия предлагает бороться с коррупцией в спорте?
— В 1982 году, после Олимпиады в Москве, вышел документальный фильм "О спорт, ты жизнь!". Это действительно так: для миллионов, если не миллиардов людей спорт играет огромную роль. Кто-то является активным спортсменом, кто-то просто болеет за национальные команды. Поэтому избавиться от коррупции в спорте для большинства стран означает избавиться от коррупции в значительной части общественной, политической и экономической жизни.
Сегодня Россия выступила с инициативой объединения усилий различных международных игроков в сфере противодействия коррупции. Сейчас этим занимаются многие организации: Управление ООН по наркотикам и преступности, Евросоюза, Интерпола, ФИФА, УЕФА. Но, по нашему мнению, эти усилия разрознены, поскольку направлены на противодействие лишь конкретным проявлениям коррупции в спорте. Кто-то борется с коррупцией в получении права на проведение спортивных мероприятий, кто-то борется с этим злом при осуществлении так называемых договорных матчей, кто-то обращает больше внимания на коррупционные риски при сооружении спортивных объектов…
Россия считает, что для того, чтобы сделать эту борьбу более эффективной, требуется всеобъемлющий подход. Именно поэтому смысл той инициативы, которую мы озвучили на конференции в Париже, заключается в том, чтобы объединить усилия и создать некую зонтичную платформу, под рабочим названием "Глобальный альянс против коррупции в спорте" или "Глобальный альянс за чистоту в спорте". Смысл — объединить усилия государств, бизнеса, гражданского общества, СМИ и тех, кто занимается этой проблемой. Мы могли бы проводить ежегодную конференцию при участии всех заинтересованных игроков, чтобы делиться методами и наработками, которые уже есть в рамках существующих инициатив, а также пытаться выработать некоторый стратегический план действий, чтобы обеспечить нашей работе комплементарность, чтобы наши усилия дополняли друг друга. Только тогда борьба с коррупцией в спорте будет действительно носить всеобъемлющий характер.
— А все же, что касается спорта в России и грядущей Олимпиады в Сочи. Скажутся ли итоги конференции на подготовке и проведении игр?
— Все вопросы, которые обсуждаются в антикоррупционной группе в "двадцатке", имеют самое непосредственное отношение к проведению спортивных мероприятий. Когда эта конференция только задумывалась, наши партнеры проявили некую настороженность в отношении того, чтобы конференция была посвящена не вообще противодействию коррупции в ходе общественных мероприятий, а именно в части спорта. Они опасались, что на кого-то будут показывать пальцем, и кто-то будет подвергнут критике за недостаточное противодействие коррупции при проведении спортивных мероприятий. На самом деле, мы объяснили, что, с учетом того, что в России в ближайшие годы пройдет множество спортивных соревнований, показывать пальцем мы можем только на себя. Мы не стесняемся признаться в том, что у нас есть проблемы, как и у многих других. И то, что мы обсуждаем, имеет непосредственное отношение к Олимпийским играм во всех странах, не только в Сочи.
— А каких конкретных результатов можно ожидать от конференции?
— Конечно, мы не принимаем каких-то обязывающих решений — скорее, это попытка "мозгового штурма" в решении проблем международного сотрудничества. Но те подсказки, которые мы услышим, и те инициативы, которые будут запущены, в том числе, мы надеемся, и российская, помогут определить первоочередные меры, чтобы обеспечить необходимую прозрачность и подотчетность при проведении спортивных мероприятий.
Россия настроена на то, чтобы об итогах этой конференции, какими бы они ни были, доложить на встрече шерп "двадцатки", которая состоится в мае в Санкт-Петербурге, и потом обсудить их на встрече антикоррупционной группы G20 в июне.