Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
25 апреля Юрию Яковлеву, самому аристократическому мужчине советского кино и театра, умеющему быть по-настоящему смешным, исполняется 85 лет.
Некиногеничная кинозвезда
Большинство историй про артиста Юрия Яковлева начинаются с рассказа про то, как в 1948 году его не приняли во ВГИК с формулировкой: "Некиногеничен". Это действительно феерическое начало карьеры артиста, рядом с которым какой-нибудь Джордж Клуни выглядит как бледная копия.
Кроме того, всех всегда удивлял вопрос, как получилось, что Яковлев – один из немногих советских актеров, на котором органично смотрится фрак и гусарские эполеты? Откуда такая аристократическая стать? На это актер привычно пожимает плечами: "Вот уж не знаю, в роду дворян не было, одни купцы. Природа, наверное".
Надо сказать, что не только фрак – на Яковлеве одинаково хорошо сидит и царская корона, и малиновые штаны пацака.
Вообще-то актерам с такой внешностью и с таким бархатным баритоном, какими наградила природа Юрия Яковлева, приходится обычно нелегко. Надо быть очень мудрым и ироничным человеком, чтобы сразу не попасть в западню – отыграть красавцев, и потом всю жизнь пытаться сохранить ускользающую молодость и красоту. Не стать кинооткрыткой.
Юрий Васильевич умудрился сыграть самых невероятных героев: от князя Мышкина ("Идиот") до секретаря обкома Брюханова ("Любовь земная"), от Панталоне, маски комедии дель арте (в легендарной вахтанговской "Принцессе Турандот") до зануды Ипполита ("Ирония судьбы или С легким паром!"), от поручика Ржевского ("Гусарская баллада") до пацака Би ("Кин-дза-дза").
Ну и, конечно, его двойная роль в комедии Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию". Яковлеву удалось столь органично влиться в образы грозного царя и жалкого управдома, что понятно: дело тут и в широчайшем актерском диапазоне, и в какой-то особенном размахе личности артиста. Впрочем, следуя театральной системе Вахтангова, одно не бывает без другого.
Очень приятно, царь!
Юрий Яковлев – настоящий вахтанговец, и не только потому, что он на сцене театра уж более 60-ти лет; он носитель истинного духа вахтанговского театра, основанного на импровизации, эксперименте, где актер всегда автор своей роли. Эти традиции Яковлев перенес и в кино. Вот почему поручик Ржевский в его исполнении становится буквально народным героем, про него сочиняют анекдоты, есть его музей и памятник – невозможно даже сейчас и представить, что этот персонаж выдуман. Вот почему его Ипполит, скучный, однозначный персонаж, превращается в сложного драматического героя. И в том числе благодаря этому каждый новый год вся страна не устает смеяться: "О! Тепленькая пошла".
А недавно проведенный интернет-опрос показал, что самой популярной цитатой из советского кино стала фраза Юрия Яковлева в роли управдома Бунши, который оказался на месте царя: "Требую продолжения банкета!".
Юрий Васильевич Яковлев известен своим жизнелюбием. Этот импозантный мужчина с дворянской внешностью признается, что обожает ковыряться в машинах (его первая профессия – автомеханик) и собирать грибы. Актер, которому, как никому другому, удается фраза: "Царь. Очень приятно, царь!", никогда не боялся быть смешным. И всегда говорит, что рассмешить зрителя – это самое сложное и ценное в актерском ремесле.
Говорят, молодые коллеги по театру им Вахтангова называют Яковлева "наш суперстар". "Природа такая", – объясняет он.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции