Рейтинг@Mail.ru
Генуя: лигурийская красавица или морячка с короной - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Генуя: лигурийская красавица или морячка с короной

Читать ria.ru в
Дзен

Генуя, столица итальянской Лигурии, и по характеру, и внешне вполне соответствует той земле, на которой была рождена. В ней ошеломляюще естественно сочетаются грубоватая простота портового города с заносчивым аристократизмом королевской резиденции.

Морской характер Генуи проявляется абсолютно во всем. Даже Королевский дворец своим главным фасадом ориентирован на бессонный муравейник портовой гавани. Должно быть, для генуэзских монархов не было удовольствия выше, чем, проснувшись под скрежет лебедок и грубые крики грузчиков в порту, полюбоваться ржавыми якорями или вдохнуть неистребимый "аромат" рыболовных сетей.

Да и с чего бы Генуе быть иной - этот город до сих пор остается самым большим портом в Италии и одним из крупнейших на Средиземноморье. Так было и эпоху Возрождения, и в Средние века, и много раньше… Даже когда самого города еще не было, порт (скорее причал) уже был. Генуя, как замковый камень, венчает арку Лигурийского моря, являясь точкой отсчета двух ривьер - Ривьеры ди Поненте (на западе) и Ривьеры ди Леванте (на востоке).

Богатая невеста

Столицу Лигурии не назовешь Золушкой, которая прозябала на задворках истории, забытая Богом и людьми, а потом вдруг стала прекрасной принцессой. Редкое столетие проходило без того, чтобы очередной заморский принц или коварный пират не предъявил претензии на ее руку и сердце.

Первыми на удобную морскую бухту обратили внимание древние финикийцы, отдав должное удачному торгово-коммерческому расположению приморского поселка. Затем это место прибрали к рукам вездесущие римляне. Правда, финикийский царь Ганнибал пытался отстоять территориальное право первенства, предприняв в 205 году до н.э. решительный штурм города. Всем хорошо известно, чем закончился трехчастный сериал Пунических войн, так что после падения Карфагена Генуя стала всецело принадлежать Риму. Римляне неплохо заботились о процветании своих периферийных владений. С началом новой эры для портового города наступил достаточного долгий период рассвета, а вот после падения Западной Римской империи Генуя, можно сказать, пошла по рукам. Сначала ее захватили остготы, потом византийцы, следом появился Карл Великий и завоевал сердце Лигурии (заодно с Ломбардией). Видимо, намерения у императора были достаточно серьезные, так как в 774 году он провозгласил Геную главным городом графства.

Несмотря на солидное положение, лигурийская красавица сохранила независимый характер, чем, безусловно, привлекала различных иноземных соискателей удачи. В качестве примера можно привести настойчивые притязания пиратов-сарацинов. В конце концов в 958 году тогдашний король Италии Беренгарио II дал строптивой даме развод, то есть признал независимость Генуи.

Средиземноморское могущество Генуи во многом связано с семейством Дориа. Другой ее сын, Христофор Колумб, не найдя поддержки в своем отечестве, отправился на поиски заокеанских земель под флагом Испании. Швартуясь у неведомых берегов, генуэзец даже не предполагал, что своими открытиями лишает "родную мать" известной доли влияния, а следовательно, и дохода. Но властная морячка выдержала и это испытание судьбы, надолго сохранив свое высокое положение в глазах европейского общества. Только в 1746 году, впервые за несколько столетий, Генуя стала заложницей Австро-Венгерской империи. Затем ее забрали в гарем самого Наполеона Бонапарта, а после низвержения французского диктатора в 1814 году отдали в распоряжение Сардинии. И только после объединения Италии Генуя вновь получила независимость, став столицей одной из областей молодой страны.

Столица моря и холмов

Прекрасная Генуя всегда служила предметом почитания для многих знаменитых путешественников. Кто-то оставался под впечатлением портовых гаваней, кому-то запали в душу извилистые средневековые улицы, пропахшие рыбой, а иные лишились сна, увидев великолепные дворцы и парки приморского города. Может быть, наиболее точно образ лигурийской красавицы выразил немецкий поэт Генрих Гейне: "Город построен на скале, у подножия гор, амфитеатром окруживших и как бы обнимающих гладь дивного морского залива. Сама природа подарила Генуе прекрасную и безопасную гавань для стоянки кораблей". Правда, за прошедшие с тех пор более 180 лет этот амфитеатр разросся вдоль берега на 37 километров. Вглубь материка развитие происходит не так активно, мешают альпийские предгорья, достаточно близко подступающие к заливу.

Площадь исторического центра города составляет рекордные для Европы 4 квадратных километра. Не так уж просто в этом обилии старины выделить главное ядро, вокруг которого бурлит жизнь столицы Лигурии. Начнем с площади Банков (Piazza Banchi) - хотя бы потому, что вплоть до XVIII века именно она считалась торгово-политическим и светским центром Генуи. Самое интересное здание на площади - Лоджиа-дей-Мерканти (XVI век), где в XIX веке была открыта первая в Италии товарная биржа.

От площади по улице Сан-Лука (via San Luca), а затем по Сан-Лоренцо (via San Lorenzo) можно дойти до главного городского собора Сан-Лоренцо. Официально постройка датирована 1118 годом, но по легенде этот собор основал в III веке сам святой Лоренцо. Существует любопытная версия того, почему генуэзцы избрали покровителем своего города именно святого Лаврентия. Этот древнеримский архидьякон, принявший в 258 году мученическую смерть на жаровне, обычно изображается на иконах с деньгами в руках - возможно, именно таким образом великомученику удалось подкупить прижимистых жителей Генуи.

Храм, который можно увидеть сегодня, лишь результат очередной перестройки XIII века. Над созданием его внешнего облика трудились французские зодчие, задумавшие сотворить его по образу и подобию знаменитых готических соборов Шартра и Руана, но в благородное дело вмешалась чисто лигурийская непосредственность, так что сооружение получилось хоть и внушительным, но удивительно легкомысленно-полосатым. Общее мажорное настроение несколько ослабевает, стоит лишь взглянуть на барельефы, изображающие казнь святого Лаврентия. Согласно преданию, когда святого поджаривали на раскаленной решетке, он сказал своим мучителям: "Один бок поджарен, переверните меня и ешьте". Сюжеты мучений высечены с удивительным правдоподобием, типичным для готического искусства.

Главной достопримечательностью храма является капелла святого Иоанна Крестителя, в которой хранятся останки двоюродного брата Иисуса Христа. Генуэзцы очень гордятся тем, что их воинственным пращурам удалось вывезти мощи святого во время очередного Крестового похода. По этой причине пришлось срочно лишить покровительственных полномочий самого Лаврентия и передать его права на патронаж святому Иоанну.

Пройдя дальше по улице Сан-Лоренцо, попадаем на площадь Маттеотти (piazza Matteotti). Сюда выходит главный фасад дворца Дожей, или Герцогского дворца (palazzo Ducale). Это огромный комплекс сооружений, занимающий площадь 35 тысяч квадратных метров, когда-то служил резиденцией правительства Генуэзской республики. После того как в 1339 году Симон Бокканегра был избран дожем, статус дворца был изменен соответственно званию главы городского управления. После мучительной десятилетней реставрации, которая закончилась в 1992 году, в этом здании открыли Дворец культуры (palazzo della Cultura). В настоящее время в огромных залах и внутренних двориках устраиваются самые крупные городские выставки.

Не меняя направления, продолжим путь по уютной средневековой улице Порта-Сопрана (porta Soprana), которая приведет нас к одноименным воротам. Эти двухбашенные врата - лишь часть крепостной стены XII века, некогда служившей надежной защитой для Генуи и ее обитателей. Слева по ходу движения в окружении молодых деревьев белеют колонны галереи Сант'Андреа (sant'Andrea), датированные XII веком. В хорошую погоду здесь любят отдыхать местные жители и туристы. Сразу за галереей приютился неприметный домик, полностью увитый плющом. Не пропустите это странное трапециевидное сооружение, ибо именно здесь в 1451 году родился первооткрыватель Америки. Единственным жилым фасадом с дверью домик Христофора Колумба выходит на современную площадь Данте (piazza Dante), от которой во все стороны разбегаются лучами транспортные магистрали.

От дома великого путешественника по улице Данте несколько минут ходьбы до площади Феррари (piazza Ferrari). Пожалуй, именно эту площадь разумнее всего выделить как сердце современной Генуи. В центре пространства пульсирует большой фонтан, обдавая алмазными брызгами неосторожных прохожих. В глубине, сразу за бронзовым монументом Джузеппе Гарибальди расположен главный городской театр Карло Феличе (teatro Carlo Felice), построенный в 1828 году по проекту главного генуэзского градостроителя Карло Барабино. Во время Второй мировой войны он был почти полностью разрушен бомбежками союзных войск, но затем восстановлен.

В каждом городе есть одна улица, которая так или иначе выделяется среди других. В Генуе она носит имя великого борца за объединение Италии Джузеппе Гарибальди (via Garibaldi), а поклонники города с легкой руки мадам де Сталь называют ее "королевской". Прокладка этой трассы началась еще во второй половине XVI века, но прежде были проведены специальные аукционы, на которых за право обладать участком под застройку боролись самые богатые фамилии Генуи. Дело кончилось тем, что все земли в этом престижном и новом (по тому времени) районе достались лишь пяти семействам. Из множества дворцов по улице Гарибальди особого внимания заслуживают два: дворец Россо (palazzo Rosso) и дворец Бианко (palazzo Bianco), в которых размещены богатейшие коллекции живописи.

Для того чтобы посетить все генуэзские дворцы и осмотреть все музеи, потребуется не один день. Но даже если время ограничено, постарайтесь хоть ненадолго заглянуть в Королевский дворец (palazzo Reale), что на улице Балби (via Balbi). Такое название улица носит неслучайно - в начале XVII века представители семейства Балби построили здесь сразу семь прекрасных резиденций. Правда, одна из них была перестроена во второй половине того же века архитектором Карло Фонтана специально для королей из Савойской династии.

Чтобы по-настоящему увидеть Геную, мало прогуляться по ее историческому центру. Не жалейте времени, поднимитесь на лифте или фуникулере (piazza del Portello) на один из холмов, окружающих город, и вашему взору откроется совсем другой мир. Столица Лигурии не вписывается в однозначное определение - она, как истинная женщина, многолика и непредсказуема, в ее объятиях каждый сможет отыскать то, что искал всю жизнь - простоту и роскошь, изысканность и вульгарность, благодетель и порок. Генуя - это зеркало жизни, поэтому каждый видит ее отражение по-своему.

Ирина Нехорошкина

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала