МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Ограничение СМИ в освещении преступлений с массовым убийством людей не предотвратит теракты, журналисты обязаны всегда сообщать о них, но не должны при этом нагнетать обстановку и смаковать подробности, считают медиаэксперты.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский ранее заявил, что остановить преступления с массовым убийством людей не удастся до тех пор, пока СМИ в подробностях тиражируют такую информацию. На примере теракта в Бостоне, а также стрельбе в оружейном магазине Белгорода Жириновский отметил, что у террористов "есть болезненное тщеславие — уйти из жизни так, чтобы о тебе говорили хотя бы неделю, две, три", и призвал "закрыть информацию", которая "тиражирует массовые убийства". Он считает, что чем больше будет распространяться информация в таких подробностях, тем больше будут происходить подобные случаи.
Накануне днем 31-летний Сергей Помазун открыл огонь сначала в оружейном магазине, потом на Народном бульваре в Белгороде. На месте погибли пять человек, в том числе ученица седьмого класса, еще одна 16-летняя девушка скончалась в реанимации. Мотивы преступления пока неясны, в то же время ранее сообщалось, что массовое убийство произошло якобы в ходе разбойного нападения на оружейный магазин.
Не нагнетать обстановку
Президент "МедиаСоюза" Валерий Фадеев считает, что заявления политика основаны на "крайне преувеличенном представлении о влиянии СМИ на жизнь людей".
"Представим, что СМИ, литература и кино перестали упоминать разводы между мужем и женой. Исчезнут ли при этом разводы и изменится ли взаимоотношение мужчины и женщины? Это примерно такая же ситуация… Другое дело, что иногда некоторые СМИ, кстати, в основном за границей, смакуют какие-то детали преступлений, кровавых особенно — это бывает. Но я бы не сказал, что в России, мы, журналисты, этим злоупотребляем", — сказал РИА Новости Фадеев.
Секретарь Союза журналистов России Ашот Джазоян отметил, что СМИ порой "волей-неволей служат распространению порочной практики террористических актов, действий террористов", но не ставить общество в известность не имеют права.
"Не сообщать людям, не ставить их в ведение того, что происходит, это тоже неоправданно, потому что люди должны знать, что происходит вокруг — кто совершил, что совершил. Другое дело, что мы не должны передавать ту информацию, которая может помешать правоохранительным органам поймать того или иного террориста. Вот что самое важное здесь — не навредить процессу. СМИ не должны нагнетать обстановку", — сказал Джазоян.
Каждый должен делать свое дело
Ранее экс-глава ФСБ Николай Ковалев выразил мнение, что трансляция марафона в Бостоне в прямом эфире могла сыграть немаловажную роль в выборе места для теракта.
Фадеев отметил, что "с тех пор как на телевидении была налажена технология прямой трансляции, с тех пор террористы пытаются совершать теракты именно под прямую трансляцию". При этом он подчеркнул, что предотвращение подобных случаев — задача спецслужб.
"Естественно, для террористов всегда желательно, чтобы как можно больше людей в прямом эфире увидели террористический акт. Он для этого и нужен. Надо с терроризмом бороться, для этого спецслужбы есть", — сказал Фадеев.
Джазоян в свою очередь отметил, что при освещении событий "каждый должен заниматься своим делом" — СМИ должны спокойно и взвешенно подавать информацию, не мешая деятельности правоохранительных органов, а те, в свою очередь, искать виновников.
При этом, по его мнению, прекратить прямые трансляции с массовых событий означало бы "запретить Олимпиаду в Сочи — большой праздник, к которому готовится вся страна".
"У нас Сочи (Олимпиада-2014), ну как мы можем не вести трансляцию из Сочи? Наоборот, мы должны вести прямую трансляцию, но так работать, чтобы ни один террорист не смог думать о том, что он может что-то с нами совершить. У нас граждане должны быть активными и помогать расследовать то или иное событие. Мне кажется, это самое важное", — сказал Джазоян.