Совет Россия‑НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия‑НАТО в Риме. Он пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) — форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия‑НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия‑НАТО.
На заседаниях Совета Россия и государства‑члены НАТО встречаются на равных в формате "29", вместо двустороннего формата "НАТО+1", существовавшего при СПС.
СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 года "Отношения Россия‑НАТО: новое качество", основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.
Согласно Римской декларации Россия и государства‑члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия‑НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.
Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.
Работа в рамках Совета Россия‑НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия‑НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.
Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год — на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности ‑ на уровне глав государств и правительств.
Под Советом Россия‑НАТО находится Подготовительный комитет, заседания которого проходят не реже двух раз в месяц. Комитет готовит вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдает за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.
Совет Россия‑НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в ключевых областях.
Отношения между Россией и НАТО обострились после начатых Грузией 8 августа 2008 года военных действий в Южной Осетии. Россия, защищая жителей республики, многие из которых приняли гражданство РФ, ввела войска в Южную Осетию и после пяти дней боевых действий вытеснила грузинских военных из региона.
Страны НАТО обвинили российскую сторону в непропорциональном применении силы и объявили о приостановке проведения заседаний СРН на всех уровнях. Россия в ответ решила заморозить ряд совместных программ с Североатлантическим альянсом.
На встрече в Брюсселе в марте 2009 года главы МИД стран НАТО приняли решение восстановить полноформатное сотрудничество альянса с РФ.
За годы работы Совета Россия‑НАТО накоплен позитив в сотрудничестве по противодействию общим рискам и угрозам — терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам, Афганистану. Вместе с тем сохраняются серьезные расхождения по фундаментальным вопросам, затрагивающим коренные интересы безопасности наших стран. В частности — планы США и НАТО по созданию в Европе системы ПРО.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников