МОСКВА, 21 апр — Наталия Курова. Современную версию, созданную драматургом Сашей Денисовой по знаменитой пьесе норвежского классика Генрика Ибсена "Враг народа", представляет московский академический театр имени Владимира Маяковского. Предпремьерный показ состоится 21 апреля, а официальная премьера назначена на 27 апреля, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.
"Пьеса тотально переписана, — сказала в интервью РИА Новости Денисова. — Остались лишь ключевые цитаты Ибсена, которые для нас являются наиболее важными. На родине автора его пьесы никогда не ставят в оригинале, потому что язык ибсеновских произведений очень сложный и архаичный /пьеса "Враг народа" написана драматургом в 1882 году/. Мы осовременили язык и приблизили к сегодняшним событиям некоторые обстоятельства, но сохранили суть, сюжетную канву пьесы и ее героев".
Главный герой пьесы доктор Томас Стокман обнаружил, что лечебные воды на курорте его родного города сильно загрязнены и наносят вред здоровью отдыхающих, но ни власти, ни жители не желают это признавать, чтобы не терять прибыль. Этот конфликт принципиального человека и общества, для которого деньги являются основной ценностью, впервые выразил Ибсен во "Враге народа", сделав ее "пьесой на века". В современной версии доктор Стокман /артист Алексей Фатеев/ работает главным врачом на курорте федерального значения, где главный козырь, дающий доход городу — водолечебница. Его брат — мэр Петер Стокман /Игорь Костолевский/ в отличие от доктора, прежде всего, думает о благосостоянии жителей и о доходах города.
"Если говорить об актуальности спектакля, то мы старались больше черпать из событий, связанных с экологическими катастрофами, которые происходят в наши дни, в эпоху пикетов, акций, глобальных инвестиционных проектов и больших денег, — сказал перед прогоном спектакля режиссер Никита Кобелев. — Мы встречались с учеными, экологами-активистами, и то, что они рассказывали, вошло в текст спектакля. Речь многих персонажей — это реальные выступления губернаторов, мэров, ученых-экологов. Артисты питались не столько литературными персонажами, сколько искали прототипы своих героев в сегодняшней нашей жизни. Мы пытались рассматривать конфликт, обозначенный Ибсеном, через призму сегодняшнего дня".
По словам режиссера, речь в спектакле идет не только об экологических проблемах, но и о человеческих ценностях. Здесь ставят серьезные вопросы о том, как быть человеку с принципами, до какого момента можно отстаивать свои убеждения, нужно ли идти на компромисс, или стоять до конца, и к чему может это привести.
"Мой герой, доктор Стокман, не может мириться с неправдой, он ощущает бремя своих обязанностей, и ему не дает покоя совесть — слово, которое сегодня звучит редко, а если кто-то его и произносит, то с юморком и иронией, — сказал Фатеев, А это, собственно говоря, и есть самое главное. Если человек делает свое дело с совестью, то все будет иначе — и самолеты не будут падать, и реки не будут отравлены, и спектакли в театре будут лучше. Каждый должен делать свое дело честно и добросовестно". Что касается протестов, то, по моему мнению, они должны быть, но в разумных рамках. Нельзя оставаться равнодушным, надо вносить свою посильную лепту в решение жизненно важных вопросов, но без безумных рисков, без резких высказываний, радикальных методов, которые ничего кроме негатива не принесут. И надо быть в ответе за тех, кто рядом — семью, родных и близких, друзей".
Актрисы Юлия Силаева, исполняющая роль жены доктора, рассказала, что она счастлива, что занята в спектакле, который позволил ей высказать свою активную позицию не только как актрисы, но и как человека, который ходит на митинги. Силаева призналась, что она не хотела бы в реальной жизни оказаться на месте этих женщин — верных спутниц таких борцов, хотя и преклоняется перед ними.
Игоря Костолевского, по его словам, как актера, прежде всего, интересует художественная сторона спектакля, возможность открыть что-то новое для себя.
"Мне интересен мой герой, его характер, мотивация его поступков, и, как актер, я всегда стараюсь найти правду и боль моего персонажа, я стараюсь его оправдать. Как человек, достаточно поживший, многое видевший и испытавший, я против резко радикальных методов, но, к сожалению, у нас в решении важных вопросов редко придерживаются золотой середины. Что касается самого процесса создания постановки, то я рад был участвовать в этом спектакле и получил удовольствие от работы с молодым талантливым режиссером Никитой Кобелевым", — сказал в интервью РИА Новости.
Никита Кобелев — выпускник режиссерского факультета ГИТИСа /мастерская профессора Олега Кудряшова/, с июня 2012 года — режиссер-постановщик в театре имени Маяковского. Вместе с драматургом Сашей Денисовой курировали "Юбилей —OFF" — празднование 90-летия театра, режиссер спектаклей: "Любовь людей", "Девятьподесять".