Мэр Архангельска Виктор Павленко в интервью РИА Новости рассказал о том, почему он убежден, что муниципалитеты должны располагать дополнительными возможностями для выполнения всех своих полномочий и для чего необходимо продолжать укрепление финансовой и имущественной самостоятельности местного самоуправления.
— Виктор Николаевич, вам как мэру одного из самых крупных северных городов России хватает ресурсов для выполнения полномочий?
— По конституции местное самоуправление полностью самостоятельно, и, следовательно, должно обладать ресурсами, адекватными возложенным на муниципалитеты полномочиям. Центральные власти дают четкий посыл — для исполнения полномочий муниципалитеты должны быть обеспечены не виртуальными, а реальными возможностями. Например, в соответствии с изменениями в Бюджетный кодекс с 2014 года все платежи по аренде земли должны поступать в местные бюджеты. Замечательное решение! Градостроительная и бюджетная политика федерального центра все больше направлена на возврат полномочий по распоряжению землей органам местного самоуправления.
— Но в Архангельске, например, вопросы землеотвода находятся в ведении областной власти?
— Да, землей у нас с 2007 года распоряжается правительство региона. Всю необходимую документацию на участки делает мэрия, причем за счет городского бюджета, но решение о выделении земли принимает областное правительство. При этом в Архангельске принята вся градостроительная документация — от Генерального плана до Правил землепользования и застройки, все необходимые регламенты, и мы полагаем, что муниципалитет вправе самостоятельно распоряжаться городской землей. Это позволит более оперативно решать вопросы о выделении земли для строительства жилья, в первую очередь — социального.
— Что на ваш взгляд остается главным сдерживающим фактором, не позволяющим развернуть в Архангельске массовое жилищное строительство и переселить людей из ветхих домов?
— Мы убеждены, что для обеспечения полноценного участия в программе Фонда ЖКХ по строительству новых домов нужна синхронизированная с областью программа развития коммунальной инфраструктуры, с сопоставимым объемом финансирования. Муниципалитет готов нести свой вклад, но мы понимаем, что возможности городского бюджета чрезвычайно ограничены.
— Вы еще несколько лет назад предлагали комплексную застройку целыми кварталами, что удешевило бы строительство коммунальных сетей и прочей инфраструктуры…
— Мы готовы предложить инвесторам готовый проект комплексной застройки участков площадью почти в 38 гектаров, где можно построить около 220 тысяч квадратных метров жилья. Но для обеспечения этой земли теплом, светом и водой нужно не менее двух миллиардов рублей. А получение федеральных средств на строительство тепловых, электрических, водопроводных сетей напрямую зависит от наличия соответствующей областной программы. Задача властей всех уровней так использовать бюджетные средства, чтобы каждый рубль, вложенный государством или муниципалитетом в строительную отрасль, давал трех-четырехкратную отдачу.
— Как это сделать?
— Например, путем снижения стоимости квадратного метра и ставок ипотечного кредитования. Необходимо также оказание адресных мер социальной поддержки, все это повышает покупательную способность, и, следовательно, большее число горожан могут приобрести жилье. Рынок расширяется, у инвесторов появляется интерес в увеличении объемов строительства нового жилья, пустующая земля становится привлекательной для строителей. Я считаю, что сейчас очень важно муниципалитету совместно с правительством области определиться со стратегией бюджетных инвестиций в строительство жилья.
— Сейчас одним из ключевых является вопрос о повышении зарплат бюджетникам — прежде всего речь идет о работниках социальной сферы. Архангельск справляется с этой задачей?
— Муниципалитет на протяжении последних лет последовательно проводил работу по повышению заработной платы всем городским бюджетникам. Для этого мэрией вводились доплаты различным категориям работников образования, культуры, спорта. Фонд оплаты труда муниципальных бюджетников мог бы вырасти еще больше, если бы мы могли администрировать ключевые налоги — НДФЛ, на землю, имущество.
— Но вы оптимистично оцениваете перспективы местного самоуправления?
— Я действительно оптимист. И еще горжусь городом, в котором живу и работаю. Что бы ни происходило в государстве, муниципальная власть — первая, куда приходят люди. Но задач у органов местного самоуправления много, а вот прав и средств для их реализации мало. Только для выполнения полномочий, возложенных 131-м федеральным законом о местном самоуправлении по самому минимуму Архангельску нужно 12 миллиардов рублей, а весь городской бюджет 7,3 миллиарда рублей, хотя мы его за эти годы по собственным доходам и увеличили в три раза. Мы предлагаем областным властям различные варианты увеличения отчислений в городской бюджет налогов, которые собираются в городе. Если доходная часть бюджетов муниципальных образований вырастет, наши возможности расширятся, и мы сможем более эффективно решать проблемы городского хозяйства, социальной сферы. В Архангельске живет треть населения региона. И очень важно, чтобы муниципалитет имел достаточные возможности для решения насущных проблем горожан.