Самая большая в мире "Владивостокская крепость" – уникальный памятник федерального значения. Старинные особняки и монументы города могут стать привлекательными для сотен российских и зарубежных туристов, считает начальник отдела реставрации и эксплуатации Дальневосточного регионального филиала "Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры" Анна Мялк. В Международный день памятников и исторических мест, который отмечается 18 апреля, Анна Мялк ответила на вопросы корреспондента РИА Новости Алексея Дёмина.
– Как вы оцените в целом ситуацию с историческими памятниками во Владивостоке?
– Владивосток ценен не только отдельными памятниками архитектуры, но и своей уникальной городской средой. Интересна обыкновенная жилая застройка, те принципы, по которым она создавалась, её визуальная связь с морской акваторией. Всё это создаёт особую обстановку в городе, которая придаёт ему неповторимое очарование. Плюс ко всему самая большая морская крепость в мире.
В прошлом году многие фасады в центре города были отремонтированы, что большое благо. Но было много случаев, когда первоначальные элементы памятников были уничтожены и заменены на несоответствующие. Я имею в виду окна, это такие же архитектурные детали фасадов, как и все остальные. Здание сразу теряет свой исторический вид, сразу превращается в какой-то новодел с непонятной архитектурой.
– Но ведь со старыми окнами холоднее в квартире. Наверно поэтому горожане отказываются от них в пользу современных стеклопакетов?
– С точки зрения реставратора, старые окна можно и нужно оставлять, иногда они настолько качественные, что не требуют замены. Наглядный пример – лютеранская кирха. Здание много лет было в аварийном состоянии, протекало. Когда его реставрировали, окна только вытащили, очистили от краски и поставили обратно – они как новые. Такой подход необходим и в других старых зданиях.
– Говоря о фасадах, какую роль играет цвет здания, насколько позволительно перекрашивать стены в исторической части города?
– Обычно в процессе проектирования и реставрации, архитекторы выявляют первоначальную окраску зданий или по архивным источникам устанавливают, какой был колористический ряд в городе. Потому что для этого тоже были нормативные документы в своё время. Для Владивостока была определена жёлто-светло-коричневая с белым цветовая гамма. Но цветовое решение – это самое простое, его легко исправить.
К сожалению, у нас при проектной работе схема одна – что заказчик захотел, то и нужно делать, а архитектор собственного мнения не имеет на этот счёт. Очень редко бывает, когда идёт настоящая работа в этом плане. Автор проекта должен сказать своё слово и объяснить заказчику нормативы.
– А можете привести примеры такой "настоящей работы" заказчика и архитектора?
– Один из таких примеров это Пушкинский театр – здание, которое было спасено от разрушения стараниями ректора ДВГТУ, преподавателями, которые делали проектные решения, и студентами. Вся эта организаторская и практическая работа нам позволила получить замечательный объект, где фасады и интерьеры были воссозданы достаточно хорошо и правильно.
Здание гостиницы "Версаль". Оно тоже было в очень плохом состоянии. Номера, конечно, там никто не реставрировал – они отремонтированы по современным гостиничным меркам. А вот общественные помещения – вестибюль, центральная лестница, зал ресторана и банкетный зал были воссозданы и отреставрированы. Ну и фасады тоже. Тоже хорошая работа, одна из первых реставрационных работ, это 1996 – 1997 годы.
Сейчас идёт проектирование реставрации и приспособления памятника "Водонапорная башня станции Владивосток". Насколько мне известно, никаких нововведений на памятнике не предполагается и мы сможем увидеть достоверные фасады.
– Каково сейчас состояние "Владивостокской крепости", можно ли сказать, что некоторые сооружения мы потеряли навсегда?
– Сооружения, которые сохранились, находятся в достаточно хорошем состоянии благодаря тому, что они очень крепко построены. Есть, конечно, памятники крепости, по которым необходимо срочные меры принимать. Например, батареи на острове Елены в очень плохом состоянии. Морской климат, воздействие дождей с солью, многократное замораживание-оттаивание ежегодное – это очень плохо влияет на бетон.
Живой пример – сапёрный редут №4. Это рынок "Зелёный угол", самый большой автомобильный рынок в стране, чем мы так гордимся. Но он в своё время разрушил памятник. Многие земляные сооружения подверглись изменениям.
– Возвращаясь к "Владивостокской крепости", есть ли план по восстановлению исторических укреплений?
– Да, план есть. И мы уже проделали достаточно большую работу, по восстановлению памятников крепости. Однако мы бюджетная организация, причём деньги, которые мы тратим, образуются от аренды памятников по всей России. У нас на балансе в Приморском крае только сооружения крепости.
От аренды помещений, которые лишены электричества, воды, канализации, отопления мы не можем получить большие деньги. Поэтому всё, что мы потратили на реставрацию той же "Новосильцевской батареи", – это средства от аренды памятников Санкт-Петербурга, Саратова и так далее. Выделяются они нам по мере возможности.
– А сколько, на ваш взгляд, нужно потратить, чтобы отреставрировать всю Владивостокскую крепость, сколько нужно времени и какая польза городу будет?
– Всё зависит от того, сколько средств будут выделять в год. У городской администрации есть идея создать рекреационную зону на полуострове Назимова. Тут целый комплекс из четырёх фортификационных объектов.
Вся Владивостокская крепость – это 121 объект: от маленьких капониров, которые можно отреставрировать за 3-5 миллионов, до фортов, на восстановление которых потребуется не менее 30 миллионов. В сумме мы получаем примерно 1,815 миллиарда рублей. Если в год будут выделять 50 миллионов, мы сможем восстанавливать по четыре объекта. В общей сложности такими темпами нам понадобится 30 лет.