Антикварный рынок наполовину заполнен фальшивками. Фальсификаторы подделывают все — мебель, посуду и картины. Около 60% живописных работ, проходящих экспертизу, — подделки, говорит директор Центра научно-исследовательской экспертизы Александр Чвала. Фальсификаторы идут на самые разные хитрости, чтобы выдать "фальшак" за шедевр.
"Подпись часто замазывают, наносят на участок новый живописный слой, и в нем уже делают подпись, как говорят дилеры, — "в тесте". Это — в живописном слое продавлено кистью или черенком кисти. И подпись как будто получается аутентичной живописи. А на самом деле она аутентична только верхнему слою", — рассказывает Александр Чвала.
Существует много технологических процедур, которые помогают распознать подделку, — рентгенография, исследование инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами, химический анализ.
Иногда увидеть грубую подделку можно невооруженным глазом. Чаще всего холст искусственно состарен, фактура полотна нарушена, нанесенная заново подпись – выше уровня самой живописи.
Также по внешним признакам можно отличить подделки мебели и фарфора. Копиисты предметов искусства плохо прорабатывают детали и упрощают технику. По словам экспертов, при внимательном рассмотрении это всегда видно.