Инна Финочка
Словенский философ Славой Жижек в картине "Киногид извращенца: Идеология" рассуждает о любви к Сталину, о том, как христианство оказалось самой атеистической религией, чего на самом деле ждет от человека общество потребления и о том, зачем группе Rammstein возводить нацизм до сексуального фетиша. А приглашенные гости очередного "Открытого показа", организованного Центром документального кино и РИА Новости, обсудили Жижека, публичность и хулиганство в философии.
Идея рассматривать знаменитые фильмы и отдельные сцены из них с точки зрения психоанализа оказалась продуктивной и популярной, потому никто не удивился, когда спустя 6 лет после выхода "Киногида извращенца", первой совместной работы Славоя Жижека и режиссера Софи Файнс, появилось продолжение. Новая двухчасовая картина провокативного философа и британского режиссера "Киногид извращенца: Идеология" на этот раз рассказывает о свободе и мечтах, приводящих – или не приводящих – общество к самоуничтожению.
В своем видеообращении режиссер Софи Файнс рассказала, чем, по ее мнению, фильм заинтересует российскую аудиторию: "Советская Россия и сталинизм гораздо менее изучены глобальном культурном контексте, но представляют большой интерес для Славоя Жижека, уроженца бывшей Югославии. Я считаю, что фильм может послужить русской аудитории напоминанием о ее истории".
Невыносимый голливудский марксизм
Щедро приправленный кино-цитатами из голливудских блокбастеров и классики, разрекламированных брендов, фильм "Киногид извращенца: Идеология" собрал полный зал в мультимедийном пресс-центре РИА Новости. Рассуждения Жижека об идеологии, религии и Сталине как божественном покровителе всех влюбленных, поначалу очень динамичные и понятные, к концу второго часа воспринимались уже с трудом.
Философия для бедных: дискуссия "Открытого показа" >>
В дискуссии "Открытого показа" на тему "Философия для бедных: все ли способы хороши для просветительства?" искусствовед и художественный критик Иосиф Бакштейн удивленно заметил: "Я поражен, что такое количество здравых, молодых и интересных людей выдержали этот фильм до конца. Я просто восхищаюсь этой аудиторией. Периодически я выходил — это было невыносимо". Невыносимыми искусствовед назвал и акцент Жижека (фильм показывался в оригинале – по-английски с субтитрами), и сценарий, и риторику картины. Усомнился Бакштейн и в том, что фильму удастся еще раз собрать такую аудиторию. Ведущая дискуссии Катерина Гордеева возразила ему, что фильм 25 апреля выходит в прокат в России. А директор компании-прокатчика Максим Кузьмин, выступив в защиту "Киногида", рассказал, что собирается показать ленту в 40 кинотеатрах – серьезная цифра для документального кино.
Специально для "Открытого показа" Славой Жижек дал по скайпу интервью кинокритику Антону Долину. Философ объяснил, кто тот самый "извращенец" в дилогии и почему его так занимает кинематограф: "Я утверждаю, что кинематографическое пространство Голливуда безоговорочно следует принципам извращенца. Когда вас очаровывает фильм, он по отношению к вам ведет себя как извращенец, он говорит вам, как желать и чего желать". Исходя из этого убеждения, Жижек во втором фильме говорит о "Титанике" Кэмерона и утверждает, что режиссер полностью следует идее "голливудского марксизма" в своей притворной игре в любовь богатых к людям из рабочего класса.
Полный текст читайте на сайте Центра документального кино >>