Наталия Григорьева
Фильм Николая Лебедева "Легенда № 17", выходящий в российский прокат, байопиком о хоккеисте Валерии Харламове можно назвать весьма условно. И не только потому, что режиссер взялся за весьма короткий отрезок жизни героя, оставив за скобками, в том числе, и трагическую гибель, и даже не потому, что кое-где нарушает реальную последовательность событий – оставим это любителям выискивать кино- и прочие ляпы. Это фильм не столько о конкретном человеке, сколько о том, как закаляется сталь, о том, что к звездам - только через тернии, и о том, что на самом деле означает понятие "человек-легенда", кажется, окончательно обесценившееся нынче - тем более, что таких людей в фильме Лебедева больше одного.
Валерий Харламов в исполнении Данилы Козловского появляется на экране юным выпускником хоккейной школы ЦСКА. Заметив на трибуне тренера клуба и сборной Анатолия Тарасова (Олег Меньшиков), он, не дожидаясь приглашения, выскакивает на лед – и не зря, Тарасов замечает юношу, но, вопреки ожиданиям Харламова, отправляет его играть не за основной состав, а за команду "Звезда" из города Чебаркуль. Там, далеко от дома и среди спортсменов чуть ли не вдвое старше, амбициозный юниор получает первые уроки большого хоккея и впервые подает признаки величия, своим отношением к делу меняя отношение давно махнувших обеими руками на любые результаты чебаркульских спортсменов и выводя команду на уровень выше. Здесь же впервые обозленный оттого, что вынужден прозябать в глуши, он задает себе вопрос, который в фильме будет звучать неоднократно: "Ну не дурак ли я?". Ответом послужит долгожданное приглашение вернуться в Москву и играть за ЦСКА. Правда вначале придется узнать, что такое "система Тарасова", который почти садистскими методами растит из подростка-максималиста звезду мирового хоккея.
Посмотрите фотоленту: Звезды кино в роли звезд спорта >>
Олег Меньшиков творит в этой роли вещи не менее поразительные, чем его герой в качестве тренера. Казалось бы, все внимание камеры обращено на Харламова-Козловского, тогда как Меньшиков попадает в объектив как бы мельком. Но в этих эпизодах в итоге рождается образ такой мощности и цельности, что забываешь и про внешнюю несхожесть с прототипом, и про то, что фильм о другом человеке. Меньшиковский Тарасов получается кем-то большим, чем просто руководителем команды – здесь он учитель, гуру, чуть ли не пророк, соблюдение его заповедей – "Тебе не больно", "Ворота нужно защищать как родину" и "Веселее, веселее, мы в хоккее" - необходимо для победы не менее, чем врожденный талант и приобретенная техника игроков.
Этот образ – единственный, вырывающийся за рамки как по учебнику сделанного фильма. Здесь завязка закольцована с финалом, ледовые сцены сняты красивыми рапидами и неожиданными ракурсами, а все фоновые сюжетные линии – будь то детство в Испании, отношения с нежной студенткой и будущей женой Ирой (Светлана Иванова), искушение богатством, которое сулит Харламову партийный работник (Владимир Меньшов) в обмен на докладную на Тарасова, – превращаются в необходимые для становления героя испытания и сходятся в конце в череду эффектных флэшбеков.
Харламов испытания проходит, а вместе с ним актер проходит сцену за сценой – и невозможно избавиться от парадоксального ощущения, что созданное для главных ролей лицо Данилы Козловского мешает ему эти самые роли играть в полную силу. В результате выходит не человек, а иллюстрация, вытягивает которую все та же линия взаимоотношений Харламова с Тарасовым. Здесь и едва уловимые взгляды, брошенные со льда на трибуны и обратно, и резкие слова, и короткие беседы в кабинете тренера, и кульминационный разговор в морге, как ответ на очередное "Ну не дурак ли я?" - молчаливый ответ накрытых простынями покойников двум живым людям. В этих странных и мрачных декорациях герой Козловского получает свой последний и самый важный урок: забить 7 шайб в ворота беспощадных, патлатых и жующих жвачку канадцев и стать "легендой № 17" можно, лишь став частью команды и защищая ворота как родину – не чувствуя боли, не предав тренера.