Программа по модернизации самолета Ан-2 — знаменитого советского «кукурузника», ведется в СибНИА им. С. А. Чаплыгина в Новосибирске уже второй год. На самолет вместо старого поршневого двигателя устанавливают современные турбовинтовые двигатели американской компании Honeywell, что открывает новые возможности использования этого маневренного биплана для малой авиации России.
© РИА Новости / Павел КомаровФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" - единственный за Уралом многопрофильный авиационный исследовательский центр, способный решать практические задачи разработки, создания и испытаний летательных аппаратов, а также сопровождения их эксплуатации и продления ресурса.
![Американский двигатель в самолете Ан-2 Американский двигатель в самолете Ан-2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/18/933111811_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_22673776d2b9093ab0adafe2e4801abd.jpg)
ФГУП "СибНИА им. С. А. Чаплыгина" - единственный за Уралом многопрофильный авиационный исследовательский центр, способный решать практические задачи разработки, создания и испытаний летательных аппаратов, а также сопровождения их эксплуатации и продления ресурса.
1 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровСегодня здесь идут аэродинамические и прочностные испытания самолетов SSJ-100, Т-50 и МС-21, создаются летающие лаборатории специального применения, проектируются элементы конструкции самолета Ил-476, ведутся летные исследования средств навигации и испытания восстанавливаемых ЗАО «Авиареставрация» легендарных самолетов Великой Отечественной войны.
![Самолеты Ан-2 Самолеты Ан-2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93312/12/933121290_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_71dc594dc939f33a2193fd073e60c6e8.jpg)
Сегодня здесь идут аэродинамические и прочностные испытания самолетов SSJ-100, Т-50 и МС-21, создаются летающие лаборатории специального применения, проектируются элементы конструкции самолета Ил-476, ведутся летные исследования средств навигации и испытания восстанавливаемых ЗАО «Авиареставрация» легендарных самолетов Великой Отечественной войны.
2 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровВ настоящее время в СибНИА ведется программа модернизации самолета Ан-2 с американским двигателем TPE331-12UHR фирмы Honeywell и новым 5-ти лопастным винтом HC-B5MP-5CLX/LM11692NX американской фирмы Hartzell. Первые испытательные полеты показали, что применение сочетания двигателя и винта значительно улучшило как взлетно-посадочные, так и летные характеристики самолета.
![Детали для модернизации Ан-2 производства СибНИА Детали для модернизации Ан-2 производства СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/45/933114574_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_d22d34030f0135e904d1079e2f5a2ae8.jpg)
В настоящее время в СибНИА ведется программа модернизации самолета Ан-2 с американским двигателем TPE331-12UHR фирмы Honeywell и новым 5-ти лопастным винтом HC-B5MP-5CLX/LM11692NX американской фирмы Hartzell. Первые испытательные полеты показали, что применение сочетания двигателя и винта значительно улучшило как взлетно-посадочные, так и летные характеристики самолета.
3 из 15
© РИА НовостиПосле модернизации самолет стал потреблять на 10% меньше топлива. Кроме того, модернизированный Ан-2 может летать на всех видах топлива, а не только на дорогом авиационном бензине. А это существенно удешевляет его эксплуатацию. Например, полет на керосине позволяет примерно на 20 тысяч рублей уменьшить стоимость летного часа.
![Новый двигатель для Ан-2 СибНИА Новый двигатель для Ан-2 СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/69/933116999_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_174b5e961bc3956f6bc71ce04d214d0d.jpg)
После модернизации самолет стал потреблять на 10% меньше топлива. Кроме того, модернизированный Ан-2 может летать на всех видах топлива, а не только на дорогом авиационном бензине. А это существенно удешевляет его эксплуатацию. Например, полет на керосине позволяет примерно на 20 тысяч рублей уменьшить стоимость летного часа.
4 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровТакже у самолета улучшились аэродинамические характеристики. Более острая и обтекаемая носовая часть значительно снизила лобовое сопротивление. Поэтому сегодня самолет стал летать на минимальной скорости порядка 35-40 километров в час, а раньше Ан-2 летал при 60-65 километрах в час. Также специалистам удалось значительно снизить вибрацию в салоне и в кабине летчика.
![Переоборудование Ан-2 СибНИА Переоборудование Ан-2 СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/71/933117148_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_56fbf0f9a2ea86e1fbfc2f490dde1c89.jpg)
Также у самолета улучшились аэродинамические характеристики. Более острая и обтекаемая носовая часть значительно снизила лобовое сопротивление. Поэтому сегодня самолет стал летать на минимальной скорости порядка 35-40 километров в час, а раньше Ан-2 летал при 60-65 километрах в час. Также специалистам удалось значительно снизить вибрацию в салоне и в кабине летчика.
5 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровМодернизированный Ан-2, по словам директора СибНИА Владимира Барсука, способен гораздо быстрее набирать высоту, чем его предшественник с поршневым двигателем. За 10-12 минут он занимает "сотый эшелон" – это высота 3-3,2 тысячи метров.
![Переоборудование Ан-2 Переоборудование Ан-2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/76/933117698_0:367:1181:1226_768x0_80_0_1_e47ee51434f2fd236f0181479c6de2e6.jpg)
Модернизированный Ан-2, по словам директора СибНИА Владимира Барсука, способен гораздо быстрее набирать высоту, чем его предшественник с поршневым двигателем. За 10-12 минут он занимает "сотый эшелон" – это высота 3-3,2 тысячи метров.
6 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровЗамена двигателя и винта позволила облегчить самолет на 500 килограммов. При полной заправке сегодня модифицированный Ан-2 может везти 1,5 тысячи килограммов на дальность 1,3-1,4 тысячи километров. До модернизации самолет летал всего на 750 километров.
![Модернизируемый Ан-2 на завершающем этапе Модернизируемый Ан-2 на завершающем этапе](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/82/933118237_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_f70f55224e86f0c52a8341b193ba4df0.jpg)
Замена двигателя и винта позволила облегчить самолет на 500 килограммов. При полной заправке сегодня модифицированный Ан-2 может везти 1,5 тысячи килограммов на дальность 1,3-1,4 тысячи километров. До модернизации самолет летал всего на 750 километров.
7 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровАн-2 всегда вызывал нарекания из-за холодного салона, где было сложно создать комфортные условия при низких температурах. Сегодня система отопления такая, что позволяет при температуре в минус 30 градусов поддерживать температуру в салоне плюс 25-28 градусов.
![Силовая рама для двигателя Ан-2 — разработка СибНИА Силовая рама для двигателя Ан-2 — разработка СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/91/933119154_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_afa99e18b6e24a341e7965b3cb859d86.jpg)
Ан-2 всегда вызывал нарекания из-за холодного салона, где было сложно создать комфортные условия при низких температурах. Сегодня система отопления такая, что позволяет при температуре в минус 30 градусов поддерживать температуру в салоне плюс 25-28 градусов.
8 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровПланируется, что уже в июле этого года СибНИА выпустит первые первые 12 модернизированных Ан-2. Всего же в планах на 2013 год выпуск более 60 таких самолетов.
![Станки с ЧПУ для проведения модернизации Ан-2 Станки с ЧПУ для проведения модернизации Ан-2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93311/97/933119716_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_37d44e348aebc42165b7da414afc3e68.jpg)
Планируется, что уже в июле этого года СибНИА выпустит первые первые 12 модернизированных Ан-2. Всего же в планах на 2013 год выпуск более 60 таких самолетов.
9 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровПрограмма модернизации Ан-2 началась в январе 2011 года. Первый модернизированный самолет Ан-2 с новым двигателем фирмы Honeywell взлетел с аэродрома в Новосибирске 5 сентября 2011 года.
![Завершающий этап модернизации Ан-2 Завершающий этап модернизации Ан-2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93312/02/933120243_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_46acef149cf4c1fb13d1d75dfda719bd.jpg)
Программа модернизации Ан-2 началась в январе 2011 года. Первый модернизированный самолет Ан-2 с новым двигателем фирмы Honeywell взлетел с аэродрома в Новосибирске 5 сентября 2011 года.
10 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровВ гражданской авиации России в настоящее время продолжают эксплуатироваться около 180 самолетов Ан-2 со старым поршневым двигателем. Он используется в сельском хозяйстве, как транспортный и пассажирский самолет в труднодоступных районах.
![Фюзеляж Ан-2 в фирменной раскраске СибНИА Фюзеляж Ан-2 в фирменной раскраске СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93312/06/933120628_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_49c98f7535cc4bc420599989f260eb05.jpg)
В гражданской авиации России в настоящее время продолжают эксплуатироваться около 180 самолетов Ан-2 со старым поршневым двигателем. Он используется в сельском хозяйстве, как транспортный и пассажирский самолет в труднодоступных районах.
11 из 15
© РИА Новости / Павел КомаровЦех модернизации самолетов СибНИА
![Цех модернизации самолетов СибНИА Цех модернизации самолетов СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93312/10/933121037_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_d7fac5c9ed78992fb785912459ba50e5.jpg)
© РИА Новости / Павел КомаровШасси самолета АН-2
![Шасси самолета АН-2 Шасси самолета АН-2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93312/41/933124184_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_382e2fb17270f464415cd55d092d02a6.jpg)
© РИА Новости / Павел КомаровПереоборудование Ан-2 СибНИА.
![Переоборудование Ан-2 СибНИА Переоборудование Ан-2 СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93312/61/933126131_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_917dbde73a6578a6c61a5485b7baaf2b.jpg)
© РИА Новости / Павел КомаровМодель самолета для испытания аэродинамики планера СибНИА
![Модель самолета для испытания аэродинамики планера СибНИА Модель самолета для испытания аэродинамики планера СибНИА](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93312/22/933122227_0:0:1772:1181_768x0_80_0_1_31b561f39b98ec46ab8288c623381542.jpg)