Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Опубликованная в начале этой недели в Пекине "Белая книга" по китайским вооруженным силам — это вопрос не военного дела, а прежде всего пропаганды. То есть литературное усилие с целью объяснить миру, зачем и какая армия и флот нужны второй державе мира. Этим книга и интересна. Заметим, что опубликовало этот документ не министерство обороны, а информационное бюро Госсовета (то есть правительства). Вот его полный текст.
Загадок стало меньше
Зарубежные комментарии военных специалистов сводятся по большей части к тому, что впервые (а это уже восьмая "Белая книга", они выходят раз в два года) китайцы рассекретили численность и структуру вооруженных сил. Лишив этим хлеба многих разведчиков и военных экспертов.
Мы теперь знаем уже официально, что китайские вооруженные силы по численности самые большие в мире. А именно, армия — 850 тысяч человек, ВВС — 398 тысяч и флот — 235 тысяч. А еще стоит внимания замечание Washington Post насчет того, что кривая роста военных расходов Китая в текущем финансовом году впервые надломилась — они увеличиваются только на 10,7%. Предыдущие 20 лет, по внешним оценкам, эти расходы росли непрерывно двузначными цифрами. А нынешняя, если сделать поправку на инфляцию, окажется однозначной.
То есть в военных делах, как и в экономике, Китай немножко тормозит, приводит хозяйство в порядок — и заодно объясняет всем желающим слышать, до чего дорос и чего хочет.
Не в наземной армии счастье
По очевидным причинам окружающий мир интересуется не столько сухопутными, сколько иными китайскими возможностями. Идея массового наземного вторжения вообще в наш век несколько утратила актуальность, поскольку речь о предельно дорогостоящей затее, которая должна затем как-то себя финансово оправдать.
Представим себе страны, имеющие с Китаем сухопутную границу (включая Россию): какие требуются ресурсы для контроля над завоеванными территориями, и что эти территории могут дать завоевателю в средней и дальней перспективе?
Тут, как всегда, помогла Америка. Захват относительно небольших государств (Афганистана, Ирака) оказался, конечно, для нее технически возможен. Но дальше возникает необходимость "строительства нации", то есть долгих общественно-политических преобразований. Здесь Америка сломалась, не хватило денег (даже у нее), да и общего понимания, зачем это нужно. А без преобразований даже самый мирный вывод войск слишком похож на поражение.
Можно вспомнить самого, возможно, эффективного (и эффектного) полководца американской истории — Дугласа Макартура. Он неоднократно сравнивал агрессию с коммерческим предприятием, где инвестиции должны приносить захватчику прибыль. И он же, кстати, возглавил, управляя покоренной Японией, самое мощное в американской истории усилие по преобразованию общества и государства. Япония только сейчас начинает размышлять — как бы двинуться дальше от той точки, которую обозначил Макартур. И не может.
Но не будем забывать, что не США напали в декабре 1941 года на Японию, а наоборот. У Америки не было выбора. Китай же — как и весь мир — очень тщательно оценил масштабы затрат США на последние войны, так же как и результат усилий. Самая грубая оценка — триллион долларов.
Таких денег, какие были потрачены Америкой, у Китая не то чтобы нет. У него нет и желания оказаться, подобно США, в положении разорившегося на военной авантюре государства.
Вода и небесный эфир
Итак, мир волнуют не сухопутные войска Китая, а его активность в космосе. В "Белой книге" сказано, что там, "наверху", наличествуют угрозы безопасности, в том числе в интернете, поскольку и сейчас страна подвергается многочисленным кибер-атакам. Нельзя сказать, что это новация — представлять интернет в виде объединенного с космосом поля боя. Американские или любые прочие военные документы говорят о том же, просто в разных странах на этот счет разная точка зрения.
А вот с флотом все куда интереснее, и большая часть китайских комментариев — именно о нем. Особенно с учетом того, что в прошлом году в океан впервые вышли китайские авианосцы, и дальше их будет больше. "Морских" разделов в "Белой книге" целых два, там много сказано о тренировках, сопровождении судов и прочем. Хотя надо признать, что после прочтения этого документа еще много чего можно добавить о сложившейся ситуации с китайской морской мощью.
Если коротко, то речь о двух океанах, Тихом и Индийском, ни в одном из которых Китай не стремится к превосходству (поскольку его все равно не добьется), но баланс сил поддерживать будет. Мировая политика на предстоящий период не в малой степени будет развиваться вокруг вопроса о том, каким именно будет этот баланс, как в нем будут участвовать, например, США и Индия.
Скрытое — значит опасное
Что касается "Белой книги" как пропагандистского документа, то в целом это призыв к пониманию и сотрудничеству. Она так и начинается: "Сегодня мир и развитие сталкиваются с новыми возможностями и вызовами. Историческая миссия, врученная эпохой народам всех стран, в том, чтобы уверенно использовать возможности, вместе отвечать на вызовы, вместе поддерживать безопасность и коллективно обеспечивать развитие". И далее по тексту постоянно встречаются призывы к сотрудничеству и совместному отражению вызовов.
Кстати, в этом документе Китай объявил о принятии новой концепции безопасности, в которой упор делается на взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве.
Самым же сильным по части доверия шагом стало то самое рассекречивание данных о численности и структуре вооруженных сил. Секретность по части военных дел в целом сегодня — удел наций типа Северной Кореи: неизвестное должно (теоретически) страшить.
Смысл китайского пропагандистского упражнения с публикацией книги в том, чтобы все могли сопоставить заявленные оборонные цели нации с ее военными возможностями. Если одно сходится с другим, значит, мы имеем дело с понятной политикой и предсказуемым партнером.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции