БРЮССЕЛЬ, 15 апр — РИА Новости, Мария Князева. Словения является очередным кандидатом на получение финансовой помощи от еврозоны и МВФ, цепная реакция по обращению за внешней поддержкой в регионе единой валюты не прекращается. Однако аналитики, опрошенные РИА Новости, не видят больших проблем с предоставлением помощи небольшой экономики Словении и не ждут повторения кипрской истории.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Экономическая ситуация в Словении на текущий момент складывается не лучшим образом. Снижение ВВП страны в четвертом квартале 2012 года составило 1% в квартальном выражении. К примеру, аналогичный показатель для Кипра — 1,1%, а для Италии и Франции — 0,9% и 0,8% соответственно, отмечает аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Антон Сороко.
Маленькая Словения
"В целом — да, есть обоснованные подозрения, что Словения станет следующим слабым звеном в еврозоне. Кредитно-дефолтные свопы, а это оценка рынком вероятности наступления дефолта по государственным обязательствам, за последний месяц выросли на несколько десятков процентов и сейчас уступают лишь показателю Кипра", — сказал начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК "Солид" Михаил Королюк.
"Предпосылки для банковского кризиса очевидны: экономика страны снижается, банковский сектор сокращает объем привлечения и размещения средств, а количество токсичных активов постепенно увеличивается. Если экономика страны не начнет восстанавливаться, то у банков может снизиться достаточность капитала, что, в свою очередь, приведет к неспособности обслуживать выданные обязательства", — считает Сороко.
Финансовая система и экономика страны нет так больны, как, скажем, экономика Кипра или Греции. "Госдолг Словении к ВВП пока всего 53%. Для сравнения у Кипра (около — ред.) 80%. Финансовый сектор страны составляет 136% ВВП в отличие от 716% ВВП у Кипра", — отметил начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка Олег Поддымников. В среднем по еврозоне последний показатель составляет 350%, напоминает ведущий аналитик Нордеа Банка Дмитрий Савченко.
Общая негативная ситуация вокруг Словении уже привела к росту стоимости заимствований по 10-летним госбондам до почти 5,3% годовых. При этом уровень в 6% годовых может стать неподъемным для бюджета страны, считает Поддымников. "По всей видимости, банковская система страны стоит на грани краха из-за критически большой доли плохих кредитов", — считает Королюк. "В Словении назревает банковский кризис, но не стоит его преувеличивать", — добавляет Савченко.
В трех крупнейших банках страны: Nova Ljubljanska Banka, Abanka Vipa и Nova Kreditna Banka Maribor, уровень плохих долгов уже вырос до 20%, отмечает Поддымников. В третьем квартале 2012 года показатель токсичных активов в целом по банковской системе Словении достиг 15%, тогда как на Кипре в этот же период он был 15,5%, отмечает также Сороко. Кроме того, банк Maribor был одним из четырех банков ранее не прошедших европейские стресс-тесты. Тремя другими были кипрские Bank of Cyprus, Laiki Bank и итальянский Monte dei Paschi di Siena, напоминает Поддымников.
Ситуация в стране усугубляется, но, повторение кипрского сценария практически невозможно по нескольким причинам. Первая — не такая большая доля банковских активов к ВВП. Вторая — сумма, требуемая на рекапитализацию, составляет лишь около 3 миллиардов евро, а это, в свою очередь, лишь 8% от ВВП страны, отмечает Савченко. Для сравнения, потребности Кипра в финпомощи составили примерно 130% ВВП (23 миллиарда евро нужд к примерно 18 миллиардам евро годового ВВП).
Однако ранее некоторые аналитики говорили, что и спасение Кипра пройдет гладко именно потому, что стране не нужно так много денег, как, скажем, Греции. Тем не менее, "история с Кипром подорвала доверие к Евросоюзу как спасителю отдельных стран от кризиса", напоминает директор аналитического департамента компании "Альпари" Александр Разуваев.
Дальнейшие шаги
Поскольку госдолг страны к ВВП не так велик, как во многих странах еврозоны, ей могут не потребоваться или потребоваться в незначительных объемах средства на поддержку госбюджета. То есть, если финансирование и будет предоставлено еврозоной и МВФ, то пойдет, в основном, на поддержку банков, свидетельствуют слова аналитиков.
В обмен на финподдержку, как обычно, через политические механизмы страну заставят принять определенную программу экономии, отмечает Савченко. "На уровне бюджета речь можно вести о том, что стране нужна помощь на период проведения политики затягивания поясов, то есть у них разрыв в ликвидности между "сейчас" и до момента "мы затянули пояса и свели концы с концами", — сказал Королюк.
"Немедленного решения в Словении требуют только проблемы банковского сектора", — пишет главный экономист брокерской компании Saxo Bank Стин Якобсен. Ситуацию отягощает угроза кипрского сценария в отношении владельцев депозитов в банках, не исключает Королюк.
Есть и иное мнение. "Ситуация пока не настолько плоха, чтобы проводить реструктуризацию по кипрскому сценарию. Более вероятно, что европейские лидеры окажут необходимую поддержку банковскому сектору страны, так же как это было сделано для Испании", — сказал Поддымников.
Опрошенные эксперты не сомневаются в том, что поддержка, при необходимости, будет дана Словении. "Думаю, что данный вопрос будет решен положительно. Иначе доверие (к ЕС, как к спасательному кругу — ред.) совсем упадет", — считает Разуваев.
"Масштаб экономики таков, что помощь ей со стороны еврозоны не отяготит спасающих", — отмечает Королюк. "Что касается выделения помощи, то ресурс у МВФ и ЕС безусловно есть", — отмечает Савченко.
Большие рынки
"Можно сказать, что все последние потрясения в ЕС напрямую снижают доверие к евро, но спрос на него держится за счет притока капитала в экономику Германии, которая пока переносит сложившуюся ситуацию неплохо", — считает Сороко.
"С точки зрения глобальных аппетитов к риску, Словения вряд ли станет триггером, хотя пару-тройку дней способна портить нервы участникам торгов. На Россию это окажет минимальное влияние. Сейчас нас больше должна волновать динамика сырьевого рынка", — сказал аналитик Нордеа Банка. Разуваев также считает, что влияние словенских событий на Россию будет минимальным.
Ситуация со Словенией может влиять на Россию опосредованно, через сырьевые и валютные рынки, через ухудшение ситуации внутри Евросоюза, который является важным стратегическим партнером нашей страны, добавляет Сороко.
Главное испытание для еврозоны сейчас — это Португалия, предполагает Разуваев. "Оно уже на подходе и там совершенно другие деньги, минимум раз в десять больше, чем для Словении", — отмечает аналитик.
"Если Словения не будет просить помощи у ЕС, то рынки, вероятно, воспримут это как позитивный сигнал — страны внутри блока могут решать проблемы собственными силами. Это событие поддержит евро и косвенно — фондовые рынки периферийных стран Европы (Португалии, Греции, Испании)", — считает Сороко.