Британец Дэвид Доусон — один из наиболее уважаемых и востребованных в мире хореографов, работающих в классическом балете. В этом году Доусон войдет в жюри XII Международного Фестиваля балета DANCE OPEN, который пройдет в Петербурге с 18 по 22 апреля. В разговоре с РИА Новости Доусон поделился впечатлениями от работы в Мариинском театре, рассказал о различиях между русскими и зарубежными балетными школами. Беседовала Елена Молчанова.
- В России балет, что называется, "наше все", но скептики часто заводят разговор о закате русской школы балета. Как лицо стороннее, можете дать ему объективную оценку?
— Думаю, что в мировом балете ситуация обстоит очень хорошо, создается очень много постановок, а у молодых исполнителей есть возможность поработать с классическим материалом. В России также много новых произведений — в Большом театре, театре Станиславского и Немировича-Данченко. Поэтому ситуация позитивная, как и везде.
- Тем не менее многие считают, что русский балет находится в стагнации?
— Нет, я думаю, что все развивается. В любой стране наблюдается развитие художественной формы, нет поводов для волнения. Классический балет невероятно важен, это как произведения Шекспира, от которых нельзя просто взять и отказаться ради современного искусства. Тем более в России, где балет занимает особое место в истории и является неотъемлемой и важной частью вашей культуры. За последние несколько лет русские театры сделали шаг навстречу современной хореографии. И удивительно наблюдать, как эти произведения исполняются в русской технике, которая также не стоит на месте. Подтверждение мои словам — постановки Баланчина в Большом, Форсайта в Мариинском.
- Но есть ли сейчас среди молодых русских танцоров будущие Барышниковы?
— Ольга Смирнова — очень талантливая исполнительница. Уверен, что у нее сложится необычная карьера. Она, действительно, особенная. В России в целом сейчас очень много талантливых артистов балета. Мне импонируют Диана Вишнева, Леонид Сарафанов, Олеся Новикова, Светлана Захарова, Наталья Осипова, Иван Васильев. Я обожаю многих великих исполнителей и хореографов прошлого, таких, например, как Наталья Макарова.
- Вы войдете в жюри Фестиваля DANCE OPEN. Есть ли у Вас любимчики среди участников?
— Признаться, у меня нет любимых исполнителей. Я обожаю всех. Понимаете, хореография — невероятно сложная сфера деятельности, которая требует большой отдачи, веры в себя, самокритики, умения выступать перед публикой, передавая сложнейшую гамму эмоций. Поэтому я думаю, что все прекрасны.
А DANCE OPEN — уникальная площадка для звезд мирового балета. Гала-концерт фестиваля позволяет увидеть и понять, каков уровень балета во всем мире. С каждым годом балет меняется, и каждый год вы встречаете новых исполнителей, которые поражают своим совершенным мастерством в столь юном возрасте. И знаете, это вдохновляет меня. Поэтому я считаю, что любой участник уже победитель.
- В Петербурге в рамках DANCE OPEN состоится мировая премьера "Весны священной" в постановке балканского хореографа Эдварда Клюга. Какая из постановок "Весны", на ваш взгляд, самая интересная?
— Я не видел постановки Эдварда, но если бы мне все-таки пришлось выбирать, я бы, наверное, сказал, что моя самая любимая версия "Весны священной" в хореографии Пины Бауш.
- Слышали ли вы о новой сцене Мариинского театра?
— Признаться, я ничего не слышал и еще не видел нового здания Мариинского театра. Посмотрю, когда приеду в Санкт-Петербург.
Мариинскому не хватало модернизации в целом, реструктуризации студий. Его следовало реставрировать, чтобы здание не разрушилось. Крайне важно сохранить этот прекрасный театр для будущего поколения.
- Есть ли у вас желание вновь поработать в России и сотрудничать с Мариинским театром?
— Да, мне бы очень хотелось. Русские исполнители полны страсти и энтузиазма, работать с ними прекрасно. Они создают волшебство на сцене.