ТОМСК, 15 апр - РИА Новости, Карина Сапунова. Общественники и депутаты упрекают уполномоченного по правам человека в Томской области Нелли Кречетову в помощи "содомитам", критике власти и давлении на суд; омбудсмен заявила на заседании специальной комиссии, созданной для решения об ее отставке, что надлежащим образом исполняет обязанности и действует в рамках закона.
В марте депутаты облдумы раскритиковали годовой отчет Кречетовой и создали комиссию, чтобы определить наличие оснований для досрочного отзыва омбудсмена. Кречетова считает, что в отношении нее были "элементы травли" через местные издания и интернет-ресурсы. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин заявлял, что права Кречетовой на независимость будут отстаиваться всеми законными способами.
Депутатская инициатива
"Инициатива депутатов... содержит информацию о нескольких основаниях для досрочного прекращения полномочий: наличие субъективных оценок деятельности отдельных органов (власти), негативная и неэтичная оценка Кречетовой деятельности органов федеральной власти: судебных, службы исполнения наказаний.., а также вмешательство в деятельность самого правосудия ", - сказал депутат Александр Терещенко.
По его словам, вопреки закону Томской области, Кречетова также выступала в качестве защитника на судебных процессах по уголовным делам.
Депутат добавил, что в отчете омбудсмена за 2012 год не было полной информации о рассмотрении обращений граждан и реакции на эти жалобы, взаимодействии уполномоченного с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
"Защищайте сирот и не лезьте в суды!"
Судья в отставке Василий Евдокимов вспомнил с трибуны, что когда был принят закон Томской области об уполномоченном по правам человека, он и его коллеги обрадовались, что в регионе "наконец-то будут защищаться права граждан". И хотя бывшие судьи не всегда были согласны с действиями Кречетовой, они ее не критиковали, "понимая, что это (защита прав) очень сложное дело".
"Но в последние годы у Нелли Степановны появляется критика судов. И не случайно в СМИ все чаще появляется критика, что суды зависимы. А не надо лезть в эту (судебную) работу! Я очень уважительно к вам (Кречетовой) отношусь, но защищайте, пожалуйста, права граждан - столько сирот и стариков незащищенных. Но не вмешивайтесь в судебные дела!", - попросил Евдокимов.
Он отметил, что конституция запрещает вмешиваться в судебную систему не только омбудсменам, но и кому бы то ни было - "даже депутатам".
Сторонница кришнаитов и "содомитов"
Руководитель миссионерского отдела томской епархии РПЦ Максим Степаненко заявил, что только за прошедшее воскресенье инициативная группа собрала около 200 подписей православных томичей, которые требовали отставки омбудсмена. Он подчеркнул, что его интересует не политика или экономика, а то, как омбудсмен "защищает права нас, православных христиан и наши морально-нравственные ценности".
Он добавил, что Кречетова, помимо прочего, мешает утолить "духовный голод" томичей за счет храма, строящегося на Каштаке (уполномоченный просила РПЦ уменьшить предполагаемую площадь храма).
Представитель РПЦ также осудил комментарий омбудсмена, назвавшей неправильным снос поселка кришнаитов в селе Кандинка под Томском в 2011 году.
"Первая наша претензия - активная защита различных деструктивных сил... Ее подопечные кришнаиты нарушают закон о свободе совести, обвиняют прямо администрацию области в правонарушении. У нас уже два года действует - для нас это извращенцы, "содомиты" - фестиваль "Бок о бок", который занимается пропагандой гомосексуализма. И она (Кречетова) там появилась!", - возмутился Степаненко.
Его поддержал областной депутат Алексей Федоров, заявив, что большая часть россиян - православные, и вероисповедание и внешний вид кришнаитов их оскорбляют.
"Они же (кришнаиты) отвлекают людей от жизни, от борьбы, уводят людей от мира - их вообще закрыть надо, я думаю!", - добавил Федоров.
Защита от защищенных
В защиту Кречетовой выступил секретарь организации обманутых работников строительной компании "СУ-13" Геннадий Павлов. Он подчеркнул, что она была единственной, кто стал помогать не получившим зарплату работникам организации, когда та развалилась: "и департаменты, и депутаты, и губернатор, и "Единая Россия" оставили просьбу без внимания".
"Мы подали обращение (в думу) после того, как узнали, что ей грозит освобождение от должности. В этих документах содержится очень много обращений омбудсмена, в частности, в законодательную думу Томской области, к губернатору. Но мы видим, что многие томские политики защищают преступную пирамиду ("СУ-13", не выплатившее денег рабочим и дольщикам) и Замощина (директор "СУ-13")", - добавил Павлов.
Он уточнил, что вся инициативная группа бывших работников "СУ-13" считает Кречетову опытным и компетентным омбудсменом и хотели бы и "просили бы вас (комиссию) принять взвешенное решение".
Фактов - "не очень"
В свою очередь Кречетова заявила, что для того, чтобы отправить омбудсмена в досрочную отставку, согласно закону, нужно привести факты. Однако, по ее словам, комиссия этого сделать не смогла.
"Мне набрасываются сейчас всякие мнения людей - мне подается пачка (бумаг), и я там читаю, что общество "Чернобыль" думает то-то, инвалиды думают то-то... С фактами дело, скажу вам, не очень обстоит", - сказала она.
Кречетова подчеркнула, что смогла работать только с одним документом - письмом на имя спикера областной думы Оксаны Козловской, откуда вынесла всего четыре "факта, если считать их фактами". Первый - то, что она якобы вмешивалась в работу службы исполнения наказаний, и ни одно из обвинений: о вскрытии переписки, судебной медицине, избиениях не подтвердилось, – "а значит, все нормально (в УФСИН)".
"Позавчерашний пример. Была в асиновской колонии, такого количества народу не было никогда на прием. У них (колонии) 125 лицензий на оказание медицинской помощи, а я не спрашивала про лицензии - я спрашивала про факты. Спросила у главврача, почему не лечат онкологического больного. Она мне ответила, что метастазов же еще нет!", - ответила на обвинения депутатов Кречетова.
По ее словам, упреки о вмешательстве в судебные процессы в качестве защитника предпринимателей Михаила Паровинчака и Игоря Иткина, которых в разные годы обвиняли в растрате, должны относиться не к ней, а к разрешившим ей участвовать в процессе судьям. Она добавила, что российский омбудсмен Лукин имеет право подавать иски в суд и сейчас готовятся подобные поправки в закон для местных уполномоченных.
"Что я осуждаю власть... Мое поведение можно назвать неэтичным. Мне якобы запрещено законом давать оценки, но в законе прописано, что я не могу давать оценки, если это не предусмотрено другими полномочиями. А как это - если говорим, что был факт нарушения, но не говорим кем? А факты я должна обнародовать, обязана по закону", - сказала омбудсмен.
Она также добавила, что мелкие правонарушения - нецелевое расходование 8 тысяч рублей и разглашение персональных данных подопечного - не отрицает, и уже понесла за них административное наказание.