В рамках Азиатского экономического форума Боао 6 апреля 2013 года состоялся круглый стол "Реформа глобального управления и G20", в рамках которого обсуждались вопросы глобального экономического сотрудничества и международной координации в формате "Группы двадцати".
Также была поднята тема реформирования международной валютной системы и финансового регулирования.
Вызовы
В целях лучшего понимания роли "Группы двадцати" в посткризисном мироустройстве участники дискуссии сфокусировали своё внимание на двух наиболее значимых вызовах, с которыми сегодня сталкивается этот форум, – на вопросах репрезентативности и эффективности "двадцатки".
На встрече было достигнуто согласие в том, что обе проблемы должны быть тщательно изучены для предотвращения кризиса легитимности "Группы двадцати". В ряде выступлений подчеркивалось, что этот глобальный клуб, представляющий 2/3 населения планеты и 90% мирового ВВП, имеет основания претендовать на репрезентативность. В то же время высказывалось предположение, что расширение "двадцатки" может привести к снижению способности группы вырабатывать общую политику на основе консенсуса. Как заметила в этой связи начальник Экспертного управления Президента Российской Федерации и российский представитель в "Группе двадцати" Ксения Юдаева, сам факт постановки данного вопроса указывает на важность проблемы.
Приоритеты и цели
Говоря об эффективности "Группы двадцати", начальник Ксения Юдаева напомнила, что в 2008 году на пике кризиса все необходимые средства для его разрешения уже имелись в распоряжении правительств, благодаря опыту предыдущих кризисов 1930-х и 1970-х годов, что значительно упрощало задачу.
"Сегодня мир изменился, и мы находимся в области неизвестного, – отметила она. – Мир никогда ранее не оказывался в подобном состоянии стагнации. Задачи, стоящие ныне перед “Группой двадцати”, возможно, даже более сложные, чем это было в период ее создания. В год председательства России мы стремимся искать новые пути, которые необходимы для решения актуальных проблем и не могут быть найдены в книгах".
По ее словам, именно поэтому тема экономического роста стала центральной в предложенной Россией повестке. "Наши приоритеты мы выбирали соответственно: что должен предпринять мир для привлечения инвестиций, что мы можем сделать для наращивания доверия и прозрачности, как повысить эффективность государственного регулирования с тем, чтобы создать наилучшие условия для инвестиций и роста. Все эти темы чрезвычайно важны для того, чтобы вывести мир из кризиса", – заявила Ксения Юдаева.
Ксения Юдаева особо подчеркнула важность привлечения различных сообществ к дискуссии по основным вопросам повестки G20: "Для стимулирования инвестиций мы должны обсуждать эти вопросы с бизнесом, вовлекать в дискуссию мировые экспертные центры и гражданское общество. Нам необходимо знать их точку зрения по поводу того, что необходимо делать". Она также отметила немаловажное значение консультаций с теми странами, прежде всего развивающимися, которые не являются участницами "двадцатки", чтобы в полной мере учитывать их интересы.
Экспертная платформа
В преддверии грядущего саммита "Группы двадцати" в Санкт-Петербурге Ксения Юдаева очертила основные области, в которых Россия рассчитывает достичь соглашения с партнёрами: продолжение мониторинга протекционистских мер, упрощение торговли, финансирование трансграничных инвестиций, выработка новых стратегий снижения долга и дефицита бюджета для стран с излишком задолженности. Она также сообщила, что в июле этого года впервые в истории "Группы двадцати" Россия организует совместную встречу министров труда и финансов, что позволит выработать конкретные планы действий для создания новых рабочих мест.
"Сегодня G20 представляет собой не только площадку для принятия глобально значимых решений, но и экспертную платформу. Роль группы в последнее время значительно возросла, – сказала Ксения Юдаева. – И Россия сделает всё возможное для организации работы таким образом, чтобы деятельность этой экспертной платформы привела к конкретным результатам и позволила выработать решения, которые будут утверждены нашими лидерами".
Она также заметила, что сегодня финансовый рынок стал поистине глобальным: "Это означает, что “Группе двадцати” предстоит играть значимую роль, чтобы определить глобальную политику для глобального рынка. Одной из причин последнего кризиса стало отсутствие глобальных политик, и G20 будет стремиться восполнить этот недостаток".