Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Беспрецедентно широкая пиар-поддержка очередного продукта отечественной киноиндустрии — фильма "Легенда №17" — наводит на мысль, что его главный герой, хоккеист Валерий Харламов, выбран в качестве одной из тех самых духовных скреп, о дефиците которых говорил Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию в конце прошлого года.
Предпремьерные показы фильма о выдающемся хоккеисте 1970-х годов идут по всей стране — не только в столице, но в Омске, Новосибирске, Санкт-Петербурге и Уфе, на очереди еще ряд городов в России и странах СНГ. Их активно освещают федеральные СМИ, в то время как официально картина выходит в широкий прокат только в следующий четверг, 18 апреля.
Сам Валерий Харламов с его внешностью, характером, искренним патриотизмом, всенародной к нему любовью и долгой памятью о нем, непростой и яркой судьбой и ее трагическим финалом, идеально подходит на роль (если использовать формулировку нашего президента) "носителя традиционных ценностей, исторически доказавших свою способность передавать их из поколения в поколение".
Теперь главный вопрос — насколько фильм понравится народу. И дело тут будет даже не в том, насколько он профессионально сделан и не в его чисто творческом уровне, а в том, ляжет ли он на душу миллионов его зрителей или не ляжет.
Проще говоря, станет ли "легенда №17" (номер, под которым играл Харламов в сборной СССР и ЦСКА) легендой №1 для нынешнего поколения россиян.
Почему Харламов
Старшему поколению, которое его видела на льду, объяснять это не надо.
Он не был самым результативным форвардом, только один раз в 1970 году возглавил таблицу бомбардиров чемпионата СССР. Гораздо больше забивал его напарник по тройке Борис Михайлов, да и сама легендарная тройка ЦСКА в составе сборной, которая называлась по имени ее центрового Владимира Петрова, порой забивала на чемпионатах мира и Олимпиадах меньше голов, чем динамовская тройка Александра Мальцева и спартаковская Александра Якушева.
Но самым заметным на льду всегда был Харламов. Казавшийся небольшим по сравнению с большинством других игроков (рост 173 см), он обладал самой виртуозной техникой владения шайбой не только в отечественном, но, возможно, во всем мировом хоккее той поры. На огромной скорости он проходил мимо противников, словно те стояли на месте.
А когда в 1972 году состоялась серия матчей сборной СССР с канадскими профессионалами из НХЛ, о которых в нашей стране знали только понаслышке, но считалось, что круче хоккеистов в мире нет, все с радостным облегчением вздохнули: нет, лучше Харламова в мире нет.
В той исторической серии матчей в самом начале первой встречи в Монреале звезда №1 в НХЛ Фил Эспозито уже на 30-й секунде забил гол в ворота совсем еще молодого тогда Владислава Третьяка. Еще через пять минут канадцы забили второй гол. К концу первого периода наши сравняли счет. А во втором Харламов забросил канадцам сразу две безответные шайбы, 4:2! Это был перелом, и закончился матч с разгромным для профи счетом 3:7. Из Канады мы уезжали с общим счетом матчей 2:1 в нашу пользу, при одной ничьей.
В первом матче московской серии мы опять выиграли, А во втором откровенно охотившийся все игры за Харламовым канадский нападающий Бобби Кларк сломал ему лодыжку ударом клюшки. Кларк потом сам признался, что сделал это намеренно, выполнив тренерскую установку — остановить Харламова любым способом. И пусть всю серию мы проиграли, но появилась уверенность, что Харламов лучше Эспозито, а вместе с этой уверенность пришла спокойная гордость за страну.
По советским меркам Харламов, как и остальные звезды нашего хоккея, был весьма небедным, но зависти это не вызвало. Все понимали, что он того заслуживает. Он не зазнавался, не попадал в некрасивые истории, работал на льду на износ в каждом матче, каким бы проходным тот ни был. На его популярность играла и его характерная, нетипичная внешность. Его мать была из "испанских детей", вывезенных в конце тридцатых годов на советских кораблях из Испании, из-под бомбежек гитлеровской авиации, воевавшей там на стороне генерала Франко.
Покалечившись в автомобильной аварии в 1976 году, Харламов нашел в себе силы вернуться на лед. Когда в 1980-м новый тренер сборной Тихонов расформировал легендарную армейскую тройку, и Харламов решил уйти из большого спорта и тренировать мальчишек, все восприняли это как явную несправедливость судьбы.
А когда на следующий год Харламов вместе с женой Ириной погибли в аварии (за рулем сидела Ирина), для миллионов людей в нашей стране это стало личным горем.
Со временем о нем стали забывать, менялись поколения и приоритеты. Появились новые кумиры. Когда-то сверхпопулярный, хоккей стал заметно проигрывать футболу. Тоже очень популярный когда-то коллега Харламова по сборной вратарь Владислав Третьяк располнел и стал депутатом Госдумы и членом "Единой России".
Жизнь Валерия так и сталась яркой и короткой. Настоящей легендой. Только изрядно подзабытой и теперь реанимируемой с помощью отечественного кинематографа.
"Легенда" и "брат" — два в одном
В январе этого года Валерию Харламову исполнилось бы 65 лет. По этому поводу в Москве в феврале даже состоялся матч между командой ветеранов ЦСКА и командой всех звезд, перед началом которого зачитали обращение Владимира Путина, поставившего Харламова в пример молодым спортсменам.
Но фильм о нем начали снимать задолго до этого и задолго до слов президента о необходимости поиска духовных скреп общества. Судя по всему, это был лишь один из фильмов, по стечению обстоятельств ставший первым по счету в масштабном проекте по духовному подъему в обществе с помощью патриотического кино.
Скоро выйдут на экраны фильмы о Юрии Гагарине, легендарном русском борце Иване Поддубном, простой крестьянской женщине Василисе Кожиной, командовавшей партизанским отрядом в войне с Наполеоном, и, наверное, другие.
Но в ряду перечисленных героев, пожалуй, только Валерий Харламов может претендовать на достижение более масштабной цели, чем просто гордость за родную историю. Он может стать символом не прошлой, а новой России.
Наверное, многие еще помнят растяжки, появившиеся в начале нулевых на московских улицах "Путин — наш Президент, Плисецкая — наша легенда, Данила — наш брат". Присмотревшись к ним, народ видел, что это всего лишь необычная реклама одной из центральных газет. К тому же это был чистый кич, причем не первосортный. Но народу он, как говорится, лег на душу. Произошло это прежде всего благодаря фильму "Брат-2" про Данилу Багрова, лихо перебившего целую кучу нехороших американцев (при сочувствии и даже прямой помощи хороших американцев) и восстановившего "правду". С тем, что сила не в деньгах, а в правде, в нашей стране были согласны слишком многие, чтобы это прошло незамеченным.
Они были согласны и со слоганом. Молодой, явно не похожий на своего предшественника президент, который уже взял реванш за унижение первой чеченской войны и сказавший свое знаменитое насчет того, чем и где именно закончат любые террористы, для подавляющего большинства россиян был действительно нашим. Про Данилу уже сказано, время было такое, и герои были такие.
Слабым место в этом триединстве была только "легенда". Можно было, конечно, долго объяснять молодому поколению про то, каким у нас был балет ("впереди планеты всей") и какое место в нем занимала Майя Михайловна Плисецкая, но она явно диссонировала со временем и вызовами, стоявшими тогда перед Россией. А до другой легенды тогда не додумались.
Условие для культа личности
Не додумались до нее и потом. Валерий Харламов претендует сейчас на нее в силу стечения обстоятельств. И имеет очень большие шансы стать этой легендой.
Для этого нужно только одно. Чтобы фильм оказался культовым. А в этом никакая реклама, никакой промоушен, никакие другие ухищрения и приемы манипуляции общественным сознанием не помогут. Потому что тут действует старый, как мир, принцип: насильно мил не будешь.
Сумели ли создатели ленты сделать такой фильм, пока не ясно. После предпремьерных просмотров мнения людей, его посмотревших разделись примерно поровну. Одни в восторге, другие не находят ничего особенного. "Обычный спортивный боевик с обычным сюжетом для собственного времени", как выразился в блогах один из молодых зрителей.
Впрочем, делать какие-либо выводы еще слишком рано. Ведь дело не в том, шедевром ли оскаровского уровня или весьма средней по художественным достоинствам окажется эта лента. Главное в другом: ляжет ли судьба ее героя на душу молодым россиянам, примерят ли они ее на себя.
Если — да, то у нас может появиться "наша легенда". Если нет, то в этом будет виноват уж точно не Валерий Харламов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции