МОСКВА, 11 апр — Прайм. Известный бизнесмен Олег Тиньков в четверг презентует свой проект Tinkoff Airlines, связанный с финансами и авиацией. Что это будет за проект пока непонятно, представители бизнесмена от комментариев отказываются и просят дождаться официальной презентации. При этом заявления о том, что компания возьмет в лизинг 200 новых Boeing 737 у участников рынка вызывают только улыбки: даже по самым скромным подсчетам проект тогда потянет на миллиарды рублей.
Почти всем своим продуктам бизнесмен дает собственную фамилию. В разное время он реализовывал проекты по производству пельменей, созданию сети пивных ресторанов, организовал специализирующийся на кредитных картах банк ТКС, зарегистрировал две страховые компании, создал инновационную компанию Tinkoff Digital для запуска проектов в интернете и мобильной среде.
PR-АВИАКОМПАНИЯ?
"А почему бы не запустить Tinkoff Airlines? "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7 это не то. Будем переворачивать рынок. Приглашаю на презентацию…Возьмем в лизинг 200 новых Boeing 737 и цену вполовину "Аэрофлота" по России — конец Савельеву!" — писал Тиньков в Facebook. К примеру, в парке крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот" — около 133 судов, "Трансаэро" — около 95 самолетов, в парке "ЮТэйра" — более 250 самолетов. На улицах российских городов развешана реклама нового проекта Тинькова, создан сайт, вернее главная страница сайта, на которой написано "Tinkoff Airlines. Скоро".
Из сообщений бизнесмена в социальных сетях непонятно, что это на 100% будет авиакомпания. Где-то он пишет, что это будет авиакомпания, где-то проект, связанный с финансами и авиацией. Однако если предположить, что речь идет именно об авиакомпании, то стоит отметить, что сертификат эксплуатанта ей Росавиация, судя по документам ведомства, не выдавала. Соответственно, она не может вести свою деятельность. Последней авиакомпанией, которой Росавиация выдала сертификат, была авиакомпания "Алроса" (ноябрь 2012 года).
Глава Росавиации Александр Нерадько на этой неделе также сообщил журналистам, что вообще никакая компания в последнее время не подавала документы на получение сертификата эксплуатанта. Замминистра транспорта Валерий Окулов в свою очередь добавил, что в Минтранс с идеей создания авиакомпании никто не приходил.
Сертификат эксплуатанта есть примерно у 100 российских авиакомпаний. Поэтому единственным вариантом может быть то, что Тиньков купил какую-то авиакомпанию с действующим сертификатом, однако на рынке об этом никто не слышал.
В СМИ была информация, что Тиньков может купить у другого не менее известного бизнесмена Александра Лебедева авиакомпанию Red Wings, у которой, впрочем, приостановлено действие сертификата эксплуатанта. Однако на прошлой неделе стало известно, что Лебедев продал свою авиакомпанию брату совладельца группы "Гута" Сергею Кузнецову и GHP Group Марка Гарбера.
СЕГМЕНТ РЫНКА ДЛЯ ТИНЬКОВА
В последние годы все проекты создания авиакомпаний с нуля потерпели крах, поэтому если бизнесмен действительно решил попробовать себя на новом поприще, то он столкнется с теми же проблемами, с которыми не справились перевозчики, массово уходящие с рынка.
Четверка крупнейших российских авиакомпаний группы "Аэрофлот", "ЮТэйр", S7 и "Трансаэро" занимают до 70% рынка авиаперевозок РФ. Эти авиакомпании фактически полностью делят между собой самые маржинальные направления — международные авиаперевозки. Потеснить данные авиакомпании с зарубежных маршрутов Тиньков, которого в отличие от менеджмента и акционеров "четверки" никто на рынке не знает, скорее всего, не сможет.
Другой сегмент рынка, на который может претендовать компания Тинькова — региональные перевозки. Государство с 2013 года начало их активно субсидировать, однако вряд ли компания бизнесмена будет летать на среднемагистральных самолетах Boeing 737 (вместимость разных типов самолетов от 85 до 215 кресел) из Усть-Кута в Иркутск.
Наиболее реальным сегментом рынка авиаперевозок, на который может претендовать проект Тинькова, являются чартерные или бюджетные перевозки. Однако на российском рынке никак не приживаются бюджетные авиакомпании, которые активно работают в Европе. За последние два года с рынка ушли — "Авианова", Sky Express и авиакомпания "Кубань", которая тоже отчасти могла претендовать на звание бюджетной авиакомпании. Авиакомпания Red Wings, которая в основном специализировалась на чартерных перевозках, не работает уже третий месяц и не факт, что возобновит деятельность.
Для работы лоукостеров в России пока не созданы условия, и даже "Аэрофлот" и "ЮТэйр", которые заявляли о планах создания бюджетных авиакомпаний, пока выжидают. Для того, чтобы такие авиакомпании смогли работать в России, аэропорты должны предложить им более низкие тарифы, сократить время разворота самолета (между прилетом и вылетом самолета должно проходить не более 40 минут), разрешить продавать невозвратные билеты, взымать плату за провоз багажа, не кормить пассажиров, разрешить принимать на работу иностранных пилотов и другое.
Поэтому, максимум, на что может рассчитывать Tinkoff Airlines — это стать чартерной авиакомпанией и попробовать занять место Red Wings на рынке таких перевозок.