Рейтинг@Mail.ru
"…Предельная глубина…" Загадка гибели субмарины "Трешер" - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"…Предельная глубина…" Загадка гибели субмарины "Трешер"

© Фото : Public domain/U.S. Navy/J.L. SnellПодводная лодка SNN‑593 "Трешер" (Thresher)
Подводная лодка SNN‑593 Трешер (Thresher)
Читать ria.ru в
Дзен
Что стало причиной первой в мире аварии атомной подлодки? Точного ответа не знает никто. Немногими известными фактами и предположениями делится Константин Богданов.

Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.

Полвека назад в Атлантике погибла американская подлодка "Трешер". Она стала первой атомной субмариной в истории, потерянной в море. Причины гибели "Трешера" не установлены до конца, и о них можно только догадываться, пусть и обоснованно. 

"У вас все в порядке?"

10 апреля 1963 года атомоход SSN 593 "Трешер" в сопровождении спасательного судна "Скайларк" вышел в Атлантику, в район склона материкового шельфа в 200 милях восточнее мыса Кейп-Код, где дно резко загибается вниз с глубины около 200 метров. На борту лодки было 129 человек, в том числе 21 "лишний" — офицеры штаба подводных сил ВМФ США и представители промышленности.

Целью выхода были испытания работы бортовых систем лодки на глубине, близкой к предельной (около 350 метров). Ничего необычного в этих испытаниях не было: с момента ввода в строй в 1960 году "Трешер" совершил около четырех десятков таких погружений.

В 07:47 лодка начала постепенное погружение. Глубина морского дня в месте погружения составляла 2560 метров. С лодкой поддерживалась звукоподводная связь. (Она, грубо говоря, устроена как небольшой гидролокатор, посылающий модулированные акустические сигналы в толщу воды.)

В 09:13 с "Трешера" доложили о возникновении "незначительных проблем", потом — о нарастающем дифференте на корму (отклонении корпуса от строго горизонтального продольного положения). Далее экипаж доложил о попытках продуть балластные цистерны и аварийно всплыть на поверхность.

На постоянные вызовы "Скайларка" ("У вас все в порядке?") лодка не отвечала. Четыре минуты спустя был принят обрывок сообщения со словами "…предельная глубина…", а далее — характерный треск корпуса, раздавливаемого толщей воды.

Длительные поиски в течение дня привели к обнаружению масляных пятен на воде, и только. Поисковая операция с использованием эхолотов и тралов в районе дала сначала несколько стандартных пластиковых уплотнителей, которые могли быть на "Трешере" (а могли и попасть на дно с другого американского корабля). 30 мая расшифрованные снимки морского дня, где эхолотами были обнаружены "бугорки", показали ограждение рубки, горизонтальные рули и часть корпуса "Трешера".

В июне к лодке нырял знаменитый батискаф "Триест" (на котором в 1960 году Жак Пикар погружался на дно Марианской впадины), и вытащил оттуда несколько предметов, четко маркированных SSN 593. Гибель лодки и 129 членов экипажа, и до того неоспоримая, была подтверждена материально.

Трубы потекли?

Еще до получения первых данных о месте затопления "Трешера", американский флот собрал представительную комиссию, чтобы составить перечень наиболее вероятных причин катастрофы.

Поначалу грешили на стыки корпуса. Это было логично, учитывая, что лодка проводила испытание на большой глубине. Однако корабелы стояли нерушимо: с корпусом все нормально, ищите где-то в другом месте. Проверки технологии тоже не давали конкретной причины.

Место, к слову, нашлось. Что-то непонятное происходило на забортной арматуре трубопроводов, выходивших через прочный корпус "Трешера". Там вечно что-то случалось. То забортные клапаны монтировались неверно — и потом переставлялись силами экипажа, без участия промышленности. То предъявлялись претензии к качеству сварки стыков. 

После недели изучения узких инженерных проблем комиссия сделала вывод: скорее всего, дело действительно в забортной арматуре трубопроводов, не выдержавшей погружения на такую глубину. Ультразвуковая дефектоскопия всех доступных соединений того же типа выявила наличие тех или иных отклонений на сварных швах 14% образцов.

Картинка произошедшего наиболее просто выглядела так. Нарушенное соединение вне прочного корпуса привело к быстрому поступлению воды в машинное отделение. На таких глубинах выбитый клапан на 15-сантиметровой трубе арматуры "подает" за секунду внутрь прочного корпуса до 750 литров воды.

Все это привело к потере электропитания и хода. Но почему же не удалось аварийно всплыть?

Пять минут над бездной

По всей видимости, проблема возникла не раньше 09:09-09:10. Напомним, о возникновении "незначительных проблем" с "Трешера" доложили в 09:13.

Однако "незначительное" очень быстро начало усугубляться. И без того находившаяся в районе максимальной глубины погружения лодка набрала дифферент и провалилась еще ниже (о чем успела сообщить наверх). Попытки выровнять субмарину и продуть балласт (об этом также было сообщено на "Скайларк"), видимо, не увенчались успехом. 

Операторы утверждали, что слышали шум стравливаемого воздуха на фоне фразы "пытаюсь продуть цистерны", однако слово "пытаюсь" настораживало — видимо, что-то шло не так. 

Практика американского подводного флота того времени показывала, что система воздуха высокого давления не всегда срабатывала штатно из-за накопления избыточной влаги в баллонах. Та скапливалась и смерзалась у выпускных клапанов. В результате клапаны, забитые льдом, плохо пропускали воздух.

Таким образом, загадка "Трешера", по-видимому, объяснялась так. Лодка попала в вилку двух неисправностей: прорыв забортной арматуры привел к быстрому затоплению машинного отделения (что заодно привела к коротким замыканиям и потере хода), а продуть балластные цистерны и всплыть не удалось из-за обледенения на клапанах системы воздуха высокого давления. На глубине, близкой к предельной, эта комбинация оказалась роковой: времени на вторую попытку у стремительно погружающейся лодки не было.

После без малого четырех минут отсутствия связи, в 09:16 с "Трешера" приняли неразборчивый доклад, фигурировавший в материалах с предположительной транскрипцией "900 N". Его значение так и не было полностью разгадано, есть предположение, что речь идет о шкале инцидентов с кораблем (0 — все штатно, 1000 — корабль потерян), а "N" это "negative", т.е. "никак нет" в ответ на бесконечные запросы "Скайларка" о том, все ли в порядке. 

Минутой позже пришел обрывок сообщения, который расшифровали как "[exceeding] …test depth…" — "[превышена] …предельная глубина…" (первое слово неразборчиво, восстановлено по звучанию и смыслу). В 9:18 гидрофоны выдали треск разламывающегося корпуса субмарины.

Наследие "Трешера" — у них и у нас

Гибель "Трешера" вызвала усиление, с одной стороны, производственного контроля на верфях. Это было попросту необходимо, так как элементарные проверки выявили огромное число нарушений. Доходило до того, что некоторые эпизоды всерьез рассматривались как намеренное вредительство.

С другой стороны, менялись и уже воплощенные в металл инженерные решения, которые могли вызывать катастрофические последствия. Как ни цинично это прозвучит, но иногда лучше потерять одну лодку, и сделать далеко идущие выводы. 

На всякий случай, чтобы сбить тяжелое моральное состояние, весь тип атомоходов, ранее именовавшийся "Трешер" (лодка была головной в серии) переименовали в "Пермит" (по второму кораблю серии), что, вообще говоря, не совсем характерно даже для суеверных флотских. Впрочем, потеря лодки всегда очень трудно воспринимается, особенно если причины произошедшего в полном объеме не удается восстановить иначе, как системой допущений.

И, тем не менее, в 1972 году американский флот потерял в глубинах океана еще одну атомную субмарину — SSN 589 "Скорпион". С ней все вышло уж совсем загадочно — так как она находилась на боевом выходе, связи не было, и единственное, что удалось зафиксировать, это тот самый треск раздавленного корпуса с гидрофонов прибрежных станций противолодочной обороны. Впоследствии лодку нашли у Азорских островов на глубине чуть более 3000 метров. Считается, что "Скорпион" погиб из-за взрыва собственной торпеды.

Отечественный атомный флот потерял "из подводного состояния" только К-141 "Курск" в 2000 году в Баренцевом море. Да по совершеннейшему головотяпству утопили в 1983 году К-429 — хорошо хоть в бухте, на небольшой глубине, и экипажу удалось по большей части выйти через торпедные аппараты (тем не менее, все равно погибло 16 человек). Лодку потом подняли и восстановили.

Другие известные катастрофы советского атомного подплава обычно были связаны с пожарами и фатальными неисправностями, после которых аварийно всплывшая лодка впоследствии тонула. Так было с К-8 в Бискайском заливе (1970 год), с К-219 в центральной Атлантике (1986 год), с К-278 "Комсомолец" в Норвежском море (1989 год).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала