Рейтинг@Mail.ru
Первая катастрофа атомной подводной лодки - гибель АПЛ Трешер (США) - РИА Новости, 10.04.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Первая катастрофа атомной подводной лодки - гибель АПЛ Трешер (США)

© Фото : Public domain/U.S. Navy/J.L. SnellПодводная лодка SNN‑593 "Трешер" (Thresher)
Подводная лодка SNN‑593 Трешер (Thresher)
Читать ria.ru в
Пятьдесят лет назад, 10 апреля 1963 года, погибла атомная подводная лодка Военно‑морских сил США "Трешер".

10 апреля 1963 года погибла атомная подводная лодка Военно‑морских сил США "Трешер" (Thresher).

Атомная ударная подводная лодка SNN‑593 "Трешер" ("Морская лисица") была заложена 28 мая 1958 года на военной верфи Портсмута (штат Нью Гемпшир, США), спущена на воду 9 июля 1960 года, введена в строй 3 августа 1961 года.

"Трешер" была самой современной для того времени подводной лодкой, при ее создании были учтены последние достижения в области ядерной энергии, технологии строительства подводных лодок, а также опыт боевого использования подводных сил в двух мировых войнах. Она предназначалась, главным образом, для борьбы с подводными лодками противника.
В длину субмарина достигала почти 85 метров, наибольшая ширина составляла 9,6 метра. Надводное водоизмещение ‑ 3700 тонн, подводное водоизмещение ‑ 4300 тонн, скорость более 20 узлов. Вооружена четырьмя торпедными аппаратами.

В 1961‑1962 годах субмарина проходила испытания в западной части Атлантического океана и Карибском море. Выполнив программу испытаний, подводная лодка "Трешер" вернулась на верфь Портсмут для технического осмотра и устранения обнаруженных неполадок. Ремонтные работы продолжались девять месяцев. В январе 1963 года на "Трешер" прибыл его новый командир капитан‑лейтенант Джон Харвей.

9 апреля 1963 года субмарина вышла из гавани Портсмута в Атлантический океан на глубоководные испытания.
Сопровождало субмарину небольшое специальное судно "Скайларк" (Skylark), задачей которого было следить за лодкой и освобождать водное пространство от других судов. Находясь под водой, подводная лодка "Трешер" связывалась со "Скайларком" по гидроакустической телефонной связи.
На борту субмарины во время испытаний находились 129 человек: 12 офицеров, 96 старшин и матросов из состава экипажа корабля, четыре офицера Портсмутской верфи и 17 гражданских специалистов.
9 апреля субмарина осуществила серию испытаний в надводном положении с целью проверки работы навигационных приборов и средств связи, а также несколько погружений на небольшую глубину. Следующую серию испытаний на глубоководное погружение намечалось провести в районе, расположенном в 200 милях (370 километров) восточнее мыса Код. Глубина Атлантического океана в этом районе доходила до 2560 метров.

10 апреля 1963 года в 6 часов 35 минут субмарина пришла в район испытаний, сюда же прибыло и судно сопровождения "Скайларк".
В 7 часов 47 минут с "Трешера" сообщили на "Скайларк" об окончании последних приготовлений и начале погружения на предельную глубину. В 7 часов 52 минуты с "Трешера" вышли на связь и сообщили о погружении на 400 футов (122 метра). Все последующие данные о глубине погружения стали передаваться в кодированном виде, без указания действительных величин. В 8 часов 09 минут капитан "Трешера" сообщил, что находится на половине предельной глубины.
В 8 часов 35 минут на "Скайларк" поступило сообщение, что подводная лодка находится на глубине "минус 90 метров". В 8 часов 53 минуты с "Трешера" сообщили, что идут на предельную глубину. После этого качество связи ухудшилось, но с подлодки продолжали поступать сообщения.
В 9 часов 13 минут с борта АПЛ поступило сообщение о наличии неполадок. В 9 часов 17 минут на "Скайларке" получили невнятное сообщение, штурман судна "Скайларке" услышал фразу "превышение тестовой глубины". После этого послышался шум, который впоследствии был охарактеризован, как "треск разламывающегося корабля".

В течение полутора часов "Скайларк" безуспешно ждал всплытия лодки. Затем с судна начали бросать в воду подрывные патроны, как это предусматривалось указаниями на случай потери связи. В 11 часов 04 минуты командир "Скайларка" приказал передать радиограмму командованию о том, что не может установить связь с "Трешером".

К концу дня в район поиска прибыли самолет и корабли, которые обнаружили на поверхности воды масляную пленку. Чуть позже были найдены несколько кусков пробки и пластмассы, которые использовались в качестве изоляционного материала на подводных лодках. Саму субмарину обнаружить не удалось.

 

 

11 апреля 1963 года в 10 часов 30 минут утра на пресс‑конференции было официально объявлено о гибели подводной лодки "Трешер" и всех 129 человек, которые находились на ее борту.

В течение следующих нескольких лет продолжались дальнейшие поиски "Трешера". На дне океана были найдены и сфотографированы обломки легкого корпуса и ограждения выдвижных устройств подводной лодки, определена принадлежность "Трешеру" деталей, поднятых со дна с помощью батискафа "Триест" (Trieste).

Расследованием причин трагедии занимались две комиссии — военно‑морских сил и Объединенного комитета по атомной энергии конгресса США. В результате изучения обстоятельств гибели "Трешера" и опроса лиц, имевших отношение к погибшей лодке, были выдвинуты следующие основные версии случившегося
— лодка вследствие ошибки личного состава проскочила предельную глубину погружения и была раздавлена.
— разрушение прочного корпуса на глубине, близкой к предельной, произошло из‑за конструктивных или технологических дефектов.
— лодка потеряла плавучесть из‑за поступления внутрь прочного корпуса воды через поврежденную арматуру или разорвавшийся трубопровод.

Кроме этих официальных версий в зарубежной печати высказывались и другие предположения, например, саботаж или диверсия. Не исключалась возможность взрыва подводной лодки, в том числе в результате боевых действий "неизвестного подводного противника".

Что привело в действительности к гибели "Трешера" — так и остается тайной. Большинство американских специалистов склонны считать, что подводная лодка "Трешер" погибла в результате поступления воды внутрь прочного корпуса через поврежденные трубопроводы или забортную арматуру.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала