МОСКВА, 9 апр — РИА Новости. Польские и российские эксперты уверены в правильности расследования Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) катастрофы самолета Ту-154 президента Польши Леха Качиньского и считают конспиративные версии несостоятельными.
В среду, 10 апреля исполняется три года со дня гибели лайнера. Польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек — восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе Качиньский, его супруга и часть руководства Польши.
Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Причины крушения очевидны
Секретарь Государственного авиационного совета Польши, руководитель авиационного информагентства Altair Томаш Хыпки назвал причины авиакатастрофы очевидными.
"Причины смоленской катастрофы очевидны. Главными из них являются: попытка приземления в ненадлежащих условиях, а также многочисленные ошибки экипажа, ошибки, в которые просто трудно поверить. В условиях слабой видимости из-за тумана просто не надо было пытаться посадить самолет. Естественно, если смотреть шире, уже на стадии подготовки к полету, даже за несколько дней, были совершены просчеты, как военными, так и гражданскими специалистами, готовившими визит польской делегации в Смоленск", — сказал эксперт в эфире радиостанции "Голос России".
Говоря о теориях заговора, циркулирующих в польском обществе, Хыпки высказал мнение, что их авторы преследуют политические цели, так как "с авиационной точки зрения картина катастрофы вырисовывается достаточно банальная".
"В данном случае списывание определенными политическими кругами случившейся трагедии на теорию заговора, на неизвестных "таинственных очевидцев", прежде всего, свидетельствует об уровне владения информацией, а также об уровне этики этих людей. Нельзя в таких важных вопросах лгать и полагаться на заведомо ложные сведения только ради того, чтобы усилить политический эффект или же увеличить продажи медиапродукта", — сказал он.
Хыпки призвал граждан слушать не политиков, а экспертов в области авиации. "Расследование авиационной катастрофы лежит в сфере деятельности авиационных экспертов, а не политических партий", — сказал он.
Расследование МАК признают во всем мире
Заместитель главного редактора журнала Przeglad Lotniczy ("Авиационное обозрение") летчик Михал Сетляк, в свою очередь, напомнил о том, что расследования МАК и польской комиссии Ежи Миллера не содержат серьезных разночтений.
"Уже опубликованы два доклада: доклад МАК и доклад Миллера. Эти документы, хотя и содержат какие-то огрехи, но, в общем и целом, совпадают в подходе к исследованию причин катастрофы. Самое главное, весь мир одобрил эти доклады, о чем официально заявил даже государственный департамент США. Он не имеет никаких претензий к документам и считает проблему закрытой", — сказал Сетляк в эфире "Голоса России".
Он с пониманием отнесся к мотивам, которые вынудили российские власти отказать польской стороне в передаче обломков самолета до завершения расследования, которое ведет Следственный комитет РФ.
"У России свои законы, которые подразумевают, что вещественные доказательства должны оставаться в распоряжении прокуратуры и суда. Возможно, существуют исключения из правил, которые могли бы способствовать досрочному возврату обломков самолета, но мне трудно об этом судить", — сказал он.
Показанный в апреле по польскому телевидению новый документальный фильм "Анатомия падения" Сетляк считает чисто политическим. Эта картина указывает на якобы имеющиеся в деле странности, фильм содержит намеки на то, что президент Качиньский мог стать жертвой покушения.
"Фильм чисто политический, он не раскрывает причин катастрофы, а преследует другие цели", — отметил эксперт. По его мнению, "для определенных политиков это своего рода вербовка и перетягивание сторонников на свою сторону и манипулирование ими".
"Людей просто используют, и кто-то ведется на такую политику. Это попросту борьба за власть в Польше. Это один из фрагментов политического противостояния, цель которого убедить народ в недееспособности и нелегитимности нынешнего правительства и желание заменить его", — сказал он.
Авторы теории заговора не разбираются в авиации
Группа депутатов сейма от оппозиционной партии "Закон и справедливость" во главе с Мацеревичем опубликовала в августе 2012 года доклад, опровергающий официальные выводы о причинах крушения самолета Качиньского под Смоленском. По мнению его авторов, причиной катастрофы стали не плохие погодные условия и ошибка пилотов, а взрывы на борту. В конце октября газета Rzeczpospolita написала о якобы обнаруженных следах взрывчатки на обломках самолета. Ведущая следствие Главная военная прокуратура опровергла эти сведения.
Полковник польских ВВС, доктор военных наук, бывший руководитель Государственной комиссии исследования авиационных происшествий, аккредитованный представитель Польши при смешанной российско-польской комиссии Эдмунд Клих считает необоснованными тезисы о взрывах на борту.
"Их версии — недостоверные. В этой комиссии нет специалистов по исследованию катастроф и авиаспециалистов. В ней одни научные работники из разных сфер, и для меня лично их высказывания не заслуживают внимания, они не обоснованы", — сказал Клих радиостанции "Голос России".
"Политические спекуляции зародились позже"
Историк, член совместной российско-польской Группы по трудным вопросам Наталья Лебедева потеряла в этой авиакатастрофе много близких ей людей. Среди них глава Союза семей, чьи родственники были расстреляны весной 1940 года в Катынском лесу, Божена Лойек; председатель Совета по охране памяти, борьбы и мученичества Анджей Пшевозник.
"Поляки оценили искреннее, глубокое сострадание россиян беде, которая постигла Польшу. Уже позже появились политические спекуляции по поводу падения польского самолета под Смоленском", — сказала она в эфире "Голоса России", выразив глубокие соболезнования родственникам всех жертв авиакатастрофы.