В 1913 году Царицын стал первым уездным городом России с электротранспортом, а его преемник Волгоград остается единственным в России городом, который может похвастать метротрамом - своеобразным гибридом скоростного трамвая и метро. Кстати говоря, 9 апреля этому виду общественного транспорта, к услугам которого в городе на Волге ежедневно прибегают более 50 тысяч человек, исполнилось ровно 100 лет.
При строительстве линий скоростного трамвая пришлось решить ряд сложных технических вопросов - были созданы трамваи со складывающимся особым образом пантографом (устройством для приема тока), чтобы вагоны смогли свободно проходить в низкие туннели. Была спроектирована и внедрена особая системам безопасности, позволяющая контролировать дистанцию между составами во время движения.
Протяженность первой линии скоростного трамвая, которая была сдана в эксплуатацию 5 ноября 1984 года, составляет около 14 километров и включает 18 станций, три из которых подземные. Протяженность второй очереди, открытой в декабре 2011года, - 3,8 километра: это подземная часть с тремя станциями. В настоящее время метротрам связывает уже пять из восьми районов города.
В феврале 2013 года был объявлен конкурс на проектирование третьей очереди, которая будет включать четыре подземных и две наземных станции. Длина линии должна составить около 6,2 километра.