Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
В воскресенье на Украине из колонии на свободу вышел экс-министр внутренних дел Юрий Луценко. Указ о его помиловании, подписанный Виктором Януковичем, вызвал эффект разорвавшейся бомбы.
Западные наблюдатели рассматривают это как шаг президента Януковича навстречу Европе. А украинская оппозиция в растерянности. В большую политику возвращается популярная личность, харизматичная "жертва режима", одним словом — герой, а места для него в рядах оппозиционеров не предусмотрено.
На Украине задумались над будущим Луценко, но чтобы понять, каким оно может быть, полезно вспомнить, каковы политические корни этого человека.
Номенклатурная молодость
Про первые годы Луценко в политике сейчас мало кто на Украине помнит. Сын первого секретаря Ровенского обкома Коммунистической партии республики, а затем народного депутата Верховной Рады, инженер-электронщик Юрий Луценко в 1991 году вступает в Социалистическую партию Украины, созданную сразу после запрета КПУ — как ее альтернатива и олицетворение идеи "социализма с человеческим лицом". Он потихоньку делал в ней карьеру и в 2002 году был даже избран по партийному списку в народные депутаты.
Социалисты всегда оставались партией второго плана, а их двусмысленное поведение в "оранжевую" революцию привело к тому, что на внеочередных выборах 2007 года СПУ не преодолела 3х-процентный барьер в Верховную Раду и вообще выпала с политического поля.
Но к этому времени Юрий Луценко был самостоятельным и довольно известным политиком. Он уже поработал министром внутренних дел в трех (Юлии Тимошенко, Юрия Еханурова и Виктора Януковича) правительствах, с калейдоскопической быстротой сменявших друг друга в 2005-06 годах, и стал лидером собственной партии "Народная самооборона", которая входила в блок НУ-НС с партией Виктора Ющенко "Наша Украина".
Командир Майдана и министр-скандалист
В начале нулевых годов Луценко был активным участником уличных акций "Украина без Кучмы", но настоящая всеукраинская популярность пришла к нему в 2004 году, когда во время "оранжевой революции" он стал одним четырех "полевых командиров Майдана".
Сразу после победы революции, 4 февраля 2005 года, Луценко был назначен главой МВД. Такого министра украинцы еще не видели. Он в приказном порядке заставил милицейских генералов сдавать нормы физподготовки. Мог публично отхлестать по щекам мэра Киева Леонида Черновецкого, заявив после этого, что не собирается "извиняться перед мерзавцами и ворами". Мог и сам попасть в полицию — аэропорта Франкфурта-на Майне, причем, по версии немецкого таблоида Bild, в нетрезвом состоянии.
Народ от души веселился, глядя на бравого министра, стремительно обраставшего апокрифами. Одну из таких апокрифических историй мне со смехом рассказывал в Киеве в 2006 году неудавшийся начальник ГАИ Украины. Он давно дружил с Луценко, и тот якобы позвонил ему в первый же день своего назначения министром с предложением возглавить ГАИ. Приятель приехал в МВД на своем стареньком "опеле" принимать дела, но на входе в министерство выяснилось, что у него российский паспорт. Увы, он был российским гражданином…
Время шло, а публичные обещания министра раскрыть резонансные дела и навести порядок оставались словами. Луценко стал терять популярность. 1 декабря 2006 года Верховная Рада отправила министра в отставку.
После внеочередных выборов в Раду он вернул себе этот пост. Но люди уже слабо верили его обещаниям пересажать коррупционеров. Не помогала ему и активность в публичной политике в качестве лидера партии "Народная самооборона". Последняя пришла в Верховную Раду в блоке в партией Ющенко "Наша Украина". А Ющенко к тому времени сам практически утратил доверие украинцев даже на Западе страны.
Инцидент с полицией в немецком аэропорту был воспринят в обществе уже с раздражением — ничего себе министр, если так себя ведет. В январе 2010 года Луценко был снова оправлен Радой в отставку и мог бы скатиться с позиции политического тяжеловеса до уровня политического лузера. Но 9 ноября 2010 Генпрокуратура возбудила в его отношении уголовное дело, а 26 декабря того же года он был арестован и помещен в СИЗО.
За что посадили Луценко
Экс-министра обвинили сразу по нескольким статьям УК — в "завладении государственным имуществом в особенно крупных размерах путем злоупотребления служебным положением, по предварительному сговору группой лиц" и в "превышении служебных полномочий, которое повлекло тяжкие последствия".
Подробнее о деле Юрия Луценко >>
Но в переводе в юридического на обычный украинский язык все эти "тяжкие обвинения" сводились практически к двум эпизодам из жизни министра. Во-первых, он присвоил своему личному водителю звание подполковника и назначил полковничью пенсию, когда тот ушел на покой. Во-вторых, пышно отпраздновал во Дворце "Украина" в Киеве очередной День милиции за казенный счет.
Что касается гулянки в "Украине", то самые небедные ее участники собрали деньги и вернули их в бюджет министерства. А забота молодого министра о своем пожилом водителе за казенный счет была украинскому народу близка и понятна. Поэтому в украинском обществе обвинение, а затем осуждение Луценко за эти "тяжкие преступления" на четыре года лишения свободы не было сочтено торжеством справедливости.
Более того, в народе тут же вспомнили, что на заре министерской деятельности Луценко, в 2005 году, 118 дней провел в СИЗО председатель Донецкого облсовета Борис Колесников. Того подозревали в вымогательстве акций одного донецкого торгового центра. Дело было закрыто за отсутствием состава преступления, но в украинских СМИ обильно цитировались якобы сказанные Колесниковым слова, мол, я отсидел четыре месяца, а виновные в этом сядут на четыре года.
Борис Колесников — серьезный политик и вряд ли когда-нибудь мог такое сказать. Скорее, это относится к тем же апокрифам, которыми богата современная украинская политика. Но — так или иначе — Луценко был явным и активным оппозиционером власти донецкого клана.
Впрочем, реальная причина, по которой сел Луценко, не так важна. Гораздо важнее, что из этого в итоге получилось.
"Узник режима" №2
26 декабря 2010 года, за две недели до ареста Луценко и решения Печерского райсуда Киева о его заключении в СИЗО, в тот же суд, имеющий на Украине репутацию российского Басманного, на первый допрос была вызвана Юлия Тимошенко. А в августе 2011-го она была арестована в зале суда и отправлена в тот же Лукьяновский изолятор, где уже сидел Луценко.
С тех пор практически во всех протестах европейских и американских политиков против избирательного правосудия на Украине сразу после имени Юлии Тимошенко звучала и фамилия Луценко.
С одной стороны, ему, казалось бы, не повезло, он был в тени Тимошенко, но с другой — о нем помнили, и его популярность росла, прежде всего на самой Украине. При этом, если многие демонстративные жесты Тимошенко в заточении и даже внезапно открывшуюся у нее тяжелую болезнь позвоночника многие украинцы воспринимали не очень положительно, то симпатии к Луценко росли. Он мужественно встретил приговор и поехал в колонию уже, пожалуй, не менее популярным в народе, чем во времена Майдана.
Зачем помиловали Луценко
Украинские политологи уже высказались по этому поводу. Мол, это сигнал власти Западу и в первую очередь ЕС, что Украина стремится к ассоциации с Евросоюзом, то есть выбирает европейский вектор развития.
Что же касается последствий возвращения Луценко в украинскую политику, то здесь политологи не столь единодушны. И это понятно, потому что места в нынешней украинской оппозиции для вышедшего на свободу Луценко явно не было предусмотрено.
Таким образом, помилование Луценко оказалось сильным ходом Януковича, с какой стороны на это ни смотреть.
Какое будущее ждет Луценко
Председатель фракции "Всеукраинское объединение "Батьківщина" (партия Юлии Тимошенко)" в Верховной Раде Арсений Яценюк заявил, что уверен в "скором возвращении Юры" в политику. Примерно в том же духе высказался и лидер партии "Удар" Виталий Кличко.
Политологи обсуждают разные варианты. По одному из прогнозов, оппозиция приобретет вид 3+1, где 3 — это Яценюк, Кличко и лидер партии националистов "Свобода" Олен Тягнибок, а 1 — это Луценко, не претендующий на высокие партийные посты, и, как человек с неснятой судимостью, довольствующей ролью неформального авторитета" оппозиции.
По другому прогнозу, он примкнет к какой-нибудь из оппозиционных партий, скорее всего партии Кличко "Удар", и будет баллотироваться от нее в мэры Киева.
Но сам Юрий Луценко, едва переступив порог колонии, уже сформулировал свою политическую программу: "Я никуда не возвращаюсь, я был в политике. У меня нет амбиций на президентскую кампанию. Я буду на улице, среди людей", добавив, что Янукович при освобождении не ставил ему никаких условий, — и тут же по мобильному телефону "выступил" на многотысячном митинге оппозиции, проходившем в Киеве.
Дело в том, что нынешний Луценко по своему политическому весу, популярности и харизме будет покруче всей триединой оппозиции в лице Яценюка, Тягнибока и Кличко.
Если они сейчас оправят Юрия отдохнуть и набраться сил после тюрьмы, народ это не поймет. Сделать моральным лидером всей оппозиции его тоже невозможно, куда тогда девать Юлию Тимошенко? Словом, Луценко на свободе задал серьезную проблему противникам Януковича. Что они решат сделать с ним, покажет ближайшее будущее.
Решать будут за него, а не он сам. Потому что настоящая проблема Юрия Луценко в том, что за ним не стоят серьезные деньги, как за остальными оппозиционными лидерами. А всенародная популярность — дело ненадежное, уж кто-кто, а сам Юрий Луценко это знает.
Нынешнее триумфальное возвращение Луценко в политику вызывает дежа вю столь же триумфального возращения Юлии Тимошенко из "застенков режима" в 2001 году, после первого ее ареста еще при Леониде Кучме.
Так что, скорее всего, Юрия Луценко ждет еще долгий путь к вершинам украинской власти, если, конечно, он сам решит идти по нему до конца.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции