Рейтинг@Mail.ru
"Ника". Интрига на завтра - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Шапка - Новости Подмосковья
Новости Подмосковья

"Ника". Интрига на завтра

Читать ria.ru в
Юрий Богомолов оценивает итоги вручения 26-й церемонии вручения наград российской академии кинематографических искусств "Ника".

 

По традиции очередная церемония "Ники" завершила сезон награждений лучших фильмов РФ. Накануне со своими предпочтениями определились кинооператоры: "Белый квадрат" достался Карюку за фильм "Искупление" Александра Прошкина. Еще раньше разлетелись по адресам лауреатов "Золотые орлы". Но прежде всех, в самом конце минувшего года, разбрелись "Белые слоны", придуманные киноведами и кинокритиками. 

Специфика отечественного кинорепертуара 2012 года состояла в том, что в нем довольно быстро выявились два очевидных фаворита — "Орда" Андрея Прошкина и "Фауст" Александра Сокурова. Последний к тому же получил признание Венецианского кинофестиваля, где был увенчан "Золотым львом", на крыльях которого и стал абсолютным триумфатором "Ники". На его счету три самых престижных статуэтки — за сценарий, за режиссуру и за фильм. Почти во всех остальных номинациях первенствовала "Орда".

© Фото : ВольгаКадр из фильма "Орда"
Кадр из фильма Орда

"Орда" была замечена и золотоорловской академией. И отмечена наградой за режиссуру. Но лучшим фильмом там стал "Белый тигр" Карена Шахназарова, которого богиня "Ника" не удостоила ни одной наградой.

Посмотрите фотоленту: Лауреаты "Ники" и гости церемонии >>

Словно предвидя такой поворот дела, "Золотой орел" не удостоил "Фауста" не просто ни одной завалящей наградой, но и ни одной номинацией. В остальном разночтений не было. Все было предсказуемо, что несколько разочаровало кинообщественность. Неожиданным до известной степени оказалось избрание нового президента национальной киноакадемии "Ника". Им стал Андрей Сергеевич Кончаловский, старший брат Никиты Сергеевича Михалкова, который является патроном и основателем киноакадемии "Золотой орел", младшей сестры "Ники".

© Фото : ЛюксорАнтон Адасинский в роли Мефистофеля (Ростовщика)
Антон Адасинский в роли Мефистофеля (Ростовщика)

Что бы могла значить эта родственная симметрия?— задалась вопросом околокинематографическая общественность. Это что — шаг к примирению и к воссоединению "академиков" под одной крышей? Или, напротив, знак углубляющегося разлада в сообществе кинематографистов? 

По мне: второе.

*** 

Чтобы до конца понять нынешний раздрай в киносреде, следует напомнить, что стал он явным не с образованием альтернативного Киносоюза два года назад, а с созданием альтернативной киноакадемии "Золотой орел" более десяти лет назад. Именно тогда пришедший к власти в СК РФ Никита Михалков после неудачной атаки на "Нику" предпринял обходной маневр. Он, взяв в союзники федеральные телеканалы "Россия" и Первый, учредил новую национальную киноакадемию под гордым названием "Золотой орел". Отличаться она должна была от "Ники" тем, что предполагала не только раздавать "пряники" мастерам кино, но и заниматься научно-исследовательской деятельностью в области киноискусства, издавать труды по истории и теории киноискусства, проводить семинары. Была обнародована структура научно-исследовательского центра при академии. Были даже названы фамилии кураторов направлений.

Минуло 11 лет. "Пряники" она исправно и торжественно раздавала все эти годы, а про науку и образование инициатор новой академии совсем позабыл. Позабыли об этом обещании и члены СК. 

Между тем, вся затея с параллельной академией имела вполне конкретную цель. Расчет делался на то, чтобы выдавить из медиапространства "Нику" и тем самым лишить ее финансовой поддержки со стороны рекламодателей и спонсоров. И чтобы она умерла сама собой.

Действительно, главные федеральные каналы, которым Михалков посулил тоже сладкие пряники в виде призов за сериалы, отказали "Нике" в трансляциях ее церемоний.

Ей трудно пришлось, крутилась, вертелась и все-таки выжила благодаря энтузиазму ее создателя — Юлия Гусмана. В прошлом году даже прорвалась в эфир Первого канала. Что-то год грядущий с новым президентом ей готовит?

*** 

Кинорежиссеры Михалков и Кончаловский — родственники, но далеко не родственные души. Не говоря об умонастроениях и культурных предпочтениях. Это давно замечено.

Оба изначально талантливы. Оба рано добились признания. И, кажется, оба в молодости были западниками. Если у кого есть сомнения относительно Никиты Михалкова, тому рекомендую вспомнить "Свой среди чужих, чужой среди своих". То была явная оглядка на Запад. А фильм "Родня", насколько помню, некоторые критики корили чуть ли не в русофобии. Кончаловский же позволил себе оглядку на Восток — фильм "Первый учитель". 

И по отношению к советской власти братья, кажется, не испытывали особой приязни. Каждый из них отдал дань симпатий ХIХ веку. Кончаловский — фильмами "Дядя Ваня" и "Дворянское гнездо". Михалков — "Механическое пианино" и "Несколько дней из жизни Обломова". 

Впрочем, Чехов и Гончаров оказались ненадежными убежищами в советской действительности. Было заметно, что советская власть сильно стесняет свободу самовыражения и Михалкова, и Кончаловского. Особенно последнего. Воспользовавшись случаем, он покинул страну.

 

 

Тогда ли или позже братья разошлись в своих культурологических воззрениях, не так важно. Важно, что расхождение стало необратимым и достаточно глубоким. Разрыв по идейным соображениям не мог не отозваться на личных отношениях. Невооруженным взглядом видно, что они холодны.

В пору разразившегося пару лет назад конфликта в СК, говорят, Кончаловский был близок к тому, чтобы покинуть Союз. Тогда публичный раскол в семействе удалось замять, но не исключить в будущем.

Сегодня Михалков есть Михалков, Кончаловский есть Кончаловский, и у них шансов сойтись еще меньше, чем у Востока и Запада. 

*** 

Хотя идея выбрать президентом "Ники" Кончаловского оказалась для многих мастеров кино неожиданной (и прежде всего для самого Кончаловского), но принята она была академиками с энтузиазмом; 85% процентов голосов собрала его кандидатура. Это рейтинг доверия к новому президенту и верности тем общеевропейским ценностям, которые он в данном случае олицетворяет. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала