МОСКВА, 5 апр - РИА Новости, Анна Банасюкевич, Мария Токмашева. На этой неделе Россия провожала Валерия Золотухина, одного из основателей легендарного Театра на Таганке, последнее время возглавлявшего этот коллектив. Во вторник, в день, когда с Золотухиным прощались москвичи (похоронили актера на Алтае, в родном селе), в столице вручили кинематографическую премию "Ника", которая продолжает спорить за первенство с "Золотым орлом".
Прощание с Бумбарашем
На этой неделе Россия простилась с Валерием Золотухиным - актер скончался в субботу 30 марта в Москве, в Институте рентгенорадиологии, куда был госпитализирован несколько недель назад. После ухода из театра Юрия Любимова Золотухин возглавлял Таганку в качестве директора в последние полтора года и чуть меньше - в качестве исполняющего обязанности художественного руководителя. Пятого марта глава Департамента культуры Сергей Капков подписал заявление Золотухина об уходе с поста директора по состоянию здоровья, а новым директором театра стал Владимир Флейшер.
Валерий Золотухин: от Бумбараша до Короля Театра на Таганке >>
Будущее Таганки пока не ясно, но ее прошлое, ее легендарные времена тесной связаны с именем Валерия Золотухина, который пришел сюда совсем молодым актером еще в 1964 году, в только-только зарождающийся театр, созданный Любимовым. За несколько десятилетий Золотухин сыграл множество ярких, запоминающихся ролей, участвовал практически во всех легендарных спектаклях театра - "Добрый человек из Сезуана", "Мать", "Борис Годунов" и так далее. Миллионы людей любили Золотухина за его кинороли - сниматься он начал приблизительно тогда же, когда появились первые яркие роли в театре. Настоящая слава пришла после дуэта с Владимиром Высоцким в фильме "Хозяин тайги", потом был всенародно любимый Бумбараш, ставший визитной карточкой актера. Артистической природе Золотухина были близки роли простых, сметливых, жизнелюбивых, лукавых и великодушных людей из народа.
6 ролей и 7 фильмов Валерия Золотухина >>
О его ролях, о преданности театру, о душевных качествах вспоминали его коллеги и друзья, собравшиеся проводить актера в последний путь. Гражданская панихида по Валерию Золотухину состоялась дважды - в Москве и в Барнауле, где актер на протяжении нескольких лет возглавлял Молодежный театр Алтая.
В Москве с Золотухиным прощались во вторник в театре на Таганке под песни Высоцкого - гражданская панихида длилась два часа, но само прощание затянулось на целый день - тысячи людей захотели проститься с любимым актером. Среди тех, кто пришел проводить актера, были его коллеги, друзья: Вениамин Смехов, Александр Филиппенко, Никита Высоцкий, Николай Дупак и другие.
В четверг состоялось прощание в Барнауле, в помещении Молодежного театра Алтая, а в пятницу актер был похоронен в родном селе Быстрый Исток Алтайского края, рядом с восстановленной на его средства церковью.
Ника, Фауст и Андрей
Во вторник в Московском театре оперетты прошла церемония награждения кинематографической премии "Ника", которая по традиции является последним событием, подводящим итоги прошедшего киногода. Как бы ни пытались академики "Ники" молодиться, но выставить свое детище премией более прогрессивной, нежели "Золотой орел", у них не получилось. Средний возраст зрительного зала зашкаливал за 70 (о чем не раз шутил бессменный ведущий церемонии Юлий Гусман), а результаты "академического" голосования, в общем-то, и не стоили 5-часового ожидания в душном помещении Театра оперетты под аккомпанемент мюзикла "Граф Орлов" и песен Иосифа Кобзона и Тамары Гвердцители. Результаты премии, кажется, не удивили никого: лучшим фильмом 2012 года был признан "Фауст" Александра Сокурова.
Посмотрите фотоленту Лауреаты "Ники" и гости церемонии >>
Еще в 2011 году фильм Сокурова получил главный приз Венецианского кинофестиваля. До отечественного проката картина доходила долго и мучительно, так что в России фильм увидели только в феврале 2012 года, что формально и позволило киноакадемикам удостоить его "Ники". К тому же фильм Сокурова был полностью проигнорирован академиками "Золотого орла". Так что поощрить главной статуэткой картину, которая "посильнее "Фауста" Гете" было вполне логичным решением. Хотя конкуренцию ей составляли тоже далеко не самые слабые работы - историческая драма "Орда" Андрея Прошкина, мистический фильм о Великой Отечественной войне "Белый тигр" Карена Шахназарова, психологическая драма "Дирижер" Павла Лунгина и социальная комедия "Кококо" Авдотьи Смирновой. В итоге последние три картины вообще остались без каких-либо наград. Как и два других, безусловно, заметных фильма 2012 года: "Жить" Василия Сигарева и "Я тоже хочу" Алексея Балабанова. У этих картин изначально было не так много номинаций (Балабанов фигурировал в списке лучших режиссеров, а Яна Троянова и Ольга Лапшина - в актерских номинациях), и академики вполне могли наградить статуэтками эти тяжелые, по-настоящему сложные работы. Но все "Ники" разлетелись лишь по двум адресатам: если "Фаусту" досталась победа в ключевых номинациях, то "Орда" Прошкина стала победителем во всех остальных категориях.
Премия "Ника": в суете, да не в обиде >>
Особенно странно приверженность академиков именно к этим двум работам почувствовалась в номинации за лучшую мужскую роль, в которой было представлено всего три актера - Антон Адасинский ("Фауст"), Максим Суханов ("Орда") и Данила Козловский ("Духless"). Многие в зале были удивлены, что "Ника" в итоге досталась и Суханову, и Адасинскому. Все это, конечно, результат голосования, но выглядел он довольно странно - особенно с учетом того, что Козловский в январе получил "Золотого орла".
Это противостояние с "Золотым орлом" теперь на "Нике" видно отчетливо: новым президентом академии выбран режиссер Андрей Кончаловский - как бы в противовес своему брату, идеологу "Золотого орла" Никите Михалкову. И теперь основной вопрос в том, сможет ли Кончаловский вывести "Нику" на новый уровень, вернуть ей прежний задор, независимость и вольность в суждениях, заставить академиков отсматривать все российские картины и следить за появлением новых имен, которых на данный момент остро не хватает российской академии кинематографических искусств.