Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Пока правительство обсуждает новые параметры пенсионной реформы, Росстат отметил грустную тенденцию, которая демонстрирует, что демографической ямы, которой так боялись на заре реформы, кажется, не избежать.
В 2012 году — впервые с 2003 года — ожидаемая продолжительность жизни (сколько в среднем предстоит прожить ребенку при сохраняющемся на нынешнем уровне смертности) снизилась, составив 69,7 лет. И хотя разница с 2011-м не столь существенна, 0,13 года, это уже можно считать первым звонком к ухудшению ситуации. Почему?
Население вновь пойдет на убыль
Это явствует из прогноза на 2012-2030 гг. по важнейшим демографическим индикаторам Росстата.
В соответствии с ним, и в 2013 году ожидаемая продолжительность жизни будет снижаться. Более того, население, которое до этого росло, вновь пойдет на убыль, а женщины будут рожать все меньше.
Вот вам и связь с пенсией — работодатели будут платить меньше взносов, из которых, по существующему солидарному принципу пенсионной системы, платятся деньги заслуженно отдыхающим. Чтобы сейчас ни придумали в правительстве, похоже, размер наших доходов в старости сейчас складывается на демографическом поле, посреди которого намечается огромная по размерам яма.
Когда в 2009 году стране удалось преодолеть так называемый "русский крест" (смертность превышает рождаемость), то все облегченно вздохнули. Члены правительства рапортовали о том, что достичь этого удалось за счет целевых программ по здравоохранению и поддержке рождаемости, например, материнского капитала.
Конечно, в какой-то степени выстрелило и это. Но прирост населения в 2009 году (а такое мы наблюдали впервые с начала 1990-х) прежде всего обеспечили четверть миллиона мигрантов. Именно они компенсировали собой умерших и неродившихся россиян.
Отчасти поддерживать демографию в стране приезжие будут и дальше, но даже их усилий не хватит на то, чтобы закрыть образующуюся на наших глазах дыру.
Росстат рассчитал три варианта прогноза — низкий, средний и высокий. Первый пока, очевидно, ближе к реальности. Правда, он, естественно, и самый трагичный. Например, статведомство прогнозирует, что уже в этом году ожидаемая продолжительность жизни составит 68,7 лет, то есть уже на год меньше, чем в 2012-м. Потом пойдет обратный процесс — плюс, примерно по 0,1 года.
Но даже при таких условиях мы сможем достигнуть прошлогодних показателей лишь в 2025 году, а в 2030-м выйти на продолжительность жизни в 70 лет. Кстати, это ниже показателей не только в развитых странах, но и даже консервативного сценария Минэкономразвития, который предполагает — даже в худшем случае — продолжительность жизни в 72 года.
Рожать наши женщины тоже будут меньше. Если сейчас суммарный коэффициент рождаемости (сколько детей приходится на одну женщину фертильного возраста) составляет 1,697, то к 2020 году, по низкому прогнозу Росстата, он упадет до 1,363, к 2025-му приподнимется чуть-чуть — до 1,365, а 2030-му — до 1,378.
Этого совершенно недостаточно даже для воспроизводства, которое возможно при коэффициенте 2,1. Выше этого уровня мы поднимались в 1987 году, а потом пошел спад. Например, в 1999 году этот коэффициент рухнул до 1,16.
Сейчас Россия по этому показателю находится на 178 месте в мире.
И нужно сказать, что впереди нас — не только страны Африки и Азии, но и развитые западные государства, такие как США, Норвегия, Финляндия, Дания, Голландия, Австралия, Великобритания. Неслучайны в этом списке страны Северной Европы, где высок уровень социальных гарантий.
В итоге мы получаем падение численности населения, начиная с 2013 года. Ежегодно мы не будем досчитываться сотен тысяч российских граждан. В 2024 году потери перевалят за миллион, а в 2030-м демографическая яма достигнет 1,2 млн человек, что сопоставимо с катастрофой девяностых годов прошлого века.
И хотя частично компенсировать убыток будут мигранты, это не спасет ситуацию. Через 17 лет Россия не досчитается более чем 12,3 млн человек.
Нас некому будет кормить
По сценарию Минэкономразвития, на 11% сократится и трудоспособное население. Самые нехитрые расчеты показывают, что на 61 млн работающих придется 130,8 млн тех, кого нужно содержать (пенсионеры, дети, нетрудоспособные). При этом, по оценкам экспертов, уже в 2025 году на одного заслуженно отдыхающего будет приходиться один кормилец. Вот и спрашивается: откуда возьмутся деньги на выплаты пенсионерам?
Учитывая новую пенсионную формулу, которая содержит не только личные коэффициенты, зависящие от стажа и уплаченных страховых взносов, но и коэффициент, рассчитываемый исходя из собранных государством средств, вряд ли нам светит замещение утраченного заработка в обещаемые 40%.
Нас просто некому будет вкусно кормить.
Не спасет и накопительный компонент, который на заре реформы придумали именно для того, чтобы подстраховаться на случай демографической ямы двадцатых годов этого века. Опасения возникли не на пустом месте. Такой вариант напрашивался, учитывая низкую рождаемость в 1990-е.
Так вот, накопительный компонент с будущего года для тех, кто не успел перевести деньги из государственной управляющей компании (а таких — 56 млн человек), снизят с 6% до 2%.
Демографию портят мужчины
Для контраста приведу несколько важных показателей и из высокого варианта прогноза, дабы разбавить густой черный цвет на картине будущего.
При самом оптимистичном сценарии на каждую женщину к 2030 году придется почти по двое малышей, ожидаемая продолжительность жизни взлетит до 77,9 лет, а численность населения увеличится более чем на 8 миллионов — до 151,2 млн человек.
Хотя для этого прирост должен ежегодно составлять 400-500 тыс человек. Причем, как расписали в высоком варианте эксперты статведомства, именно за счет российского населения.
Хорошим прогнозам всегда хочется верить, но им редко доверяешь. Кстати, хотя бы потому, что по высокому варианту прирост должен начаться уже в этом году, а первые показатели 2013-го пока не обнадеживают.
Да и потенциал что-то не очень видно. Ведь последний всплеск рождаемости в "нулевые" обеспечили представители бэби-бума, которые появились на свет до 1988 года. На смену им в детородный возраст входят дети 1990-х, на которых пришелся демографический спад.
Безусловно, что-то можно исправить за счет развития здравоохранения, социальных программ поддержки рождаемости. Но в нашей стране на это уже потрачены миллиарды, а от "русского креста" мы так и не смогли избавиться надолго.
Но знаете, что еще подумалось, когда изучала материалы статистиков. На государство надейся, но и про свои силы не забывай.
К примеру, очень любопытной показалась таблица, где расписаны основные причины смерти в стране. И вот что здесь важно: не считая болезней органов кровообращения, по всем остальным параметрам в печальных лидерах — мужчины.
Ежегодно от инфекционных и паразитарных болезней Россия теряет примерно 25 тыс представителей сильного пола. И этот показатель находится на примерно одном уровне аж с 1965 года. Для женщин же он снизился почти вдвое. Дамы по причине плохой гигиены умирают в 4 раза реже.
На 20 тыс больше смертей среди мужчин от рака, хотя в 1965 году лидировали женщины. В разы чаще сильный пол умирает от проблем с органами дыхания, в три раза чаще — в связи с так называемыми внешними причинами, а это аварии, убийства и пр.
И почему-то так и тянет предложить отдельную госпрограмму, мотивирующую мужчин на то, чтобы берегли себя. И не портили стране демографию.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции