НОВОСИБИРСК, 4 апр — РИА Новости, Ирина Ткач. Накануне Дня интернета новосибирские разработчики раскрыли РИА Новости секреты популярности игр в социальных сетях, заставляющих миллионы людей ежедневно следить за ростом помидоров на виртуальной ферме или за ходом стройки города. Психологи поделились рекомендациями: как играть, чтобы получить удовольствие и не впасть в зависимость.
Секрет успеха
Про особенности создания социальных игр рассказал директор Social Quantum NSK, одной из крупнейших в России компаний-разработчиков игр для соцсетей, Даниил Красильников. По его словам, любую игру в социальных сетях отличает, во-первых, понятный сеттинг (игровая среда: место, время и условия действия) для любителей конкретного жанра. Например, город для игры "Мегаполис" или Дикий Запад для одноименной игры.
Во-вторых, фримиум-монетизация, когда базовые возможности игрок получает бесплатно, а затем может их расширить, заплатив за дополнительные возможности, ускорение процессов и прочие бонусы.
В-третьих, возможность, а порой и необходимость взаимодействовать с другими игроками. К тому же социальные игры практически бесконечны и не требуют установки на компьютер, а значит можно не беспокоиться, что не хватит мощности процессора или видеокарта "не потянет".
"Максимальное соответствие вкусам игроков и понимание целевой аудитории той или иной игры — вот то, на что стоит обратить внимание разработчикам социальных игр. Нужно учитывать, что, к примеру, "ВКонтакте" много молодежи, в "Одноклассниках" — люди постарше. И разрабатывать соответствующие игры", — рассказывает арт-директор Social Quantum NSK Сергей Мегедь.
По его словам, рейтинг популярности жанров социальных игр за последние годы мало изменился: по-прежнему пользуются успехом стратегии, "ситибилдеры", старые добрые "фермы" и виртуальные карточные игры.
Собеседник отмечает, что сравнительным новшеством можно назвать то, что игроки успели устать от "линейных кликаний". "Сейчас люди хотят большей функциональности в играх, им необходимо получать более широкие возможности в изучении и освоении представленного мира", — говорит он.
Есть различия для новичков рынка и его "старожилов". "Если мы говорим о стартапе, то молодая и, как правило, небольшая команда в первую очередь пытается "пробить" рынок новыми концепциями и идеями. Но здесь есть большая вероятность просчитаться, и если расчет окажется неверным, проект ждет неудача", — говорит Красильников.
По его словам, компании, завоевавшие определенные позиции на рынке, как правило, рассчитывают на свою аудиторию и проверенные проекты, которые модернизируют и доводят до совершенства. "Это дает возможность внедрять новшества постепенно, не травмируя лояльность собственных игроков", — уточняет собеседник.
Стать виртуальным демиургом
Корреспондент РИА Новости спросил нескольких человек, зарегистрированных в социальных сетях: как давно и почему они там играют или не играют? Пользователь двух соцсетей — "Вконтакте" и "Одноклассники" — Ирина сама в игры не играет, но рассказывает про свою 9-летнюю дочь.
"Даша играет, по-моему, во все существующие игры во всех социальных сетях, где зарегистрирована. Недавно в субботу она звонит из школы и просит… собрать помидоры в одной из ее игр, а то они испортятся! Мне кажется, это неплохо, что ребенок чувствует ответственность за происходящее в его мире. Это ее возможность побыть демиургом", — рассказывает девушка.
"Играла в одну такую игру, но быстро надоело. По-моему, они создаются для тех, у кого полно свободного времени, которое нечем занять, и есть лишние деньги. Там если не вкладываешь деньги, все развитие персонажа или города быстренько стопорится или идет очень медленно…", — говорит пользователь "ВКонтакте" Марина.
С ней не согласна Ольга, с увлечением уже несколько лет играющая сразу в две игры — в "Ферму" на "Одноклассниках" и в "Мегаполис" "ВКонтакте". "Бываю там практически ежедневно. Игры со временем меняются, становятся красивее, и появляются новые дома, декор. Кто-то называет игры "таймкиллерами", а по-моему, это неплохой способ занять хмурое утро или морозный вечер", — считает она.
О том, что любителей игр в Новосибирске немало не только в соцсетях, свидетельствует исследование поисковой системы "Яндекс". За 2012 год горожане задали более 11 миллионов игровых запросов — интересовались играми для девочек, для мальчиков, для двоих и онлайн-играми. Часто люди спрашивали про логику прохождения конкретных игр.
Как сообщил региональный представитель компании по Сибири и Дальнему Востоку Сергей Вепренцев, наибольшее количество запросов об онлайн-играх приходится на зимние месяцы, особенно в выходные.
"Начиная с мая интерес к играм падает. Наименьшего значения он достигает в августе. С сентября вновь начинается рост, который достигает своего пика в декабре. Кроме сезонных факторов мы наблюдаем всплески поискового интереса к играм во время рекламных кампаний и выпуска их обновлений", — рассказывает Вепренцев.
Он объясняет это традиционным летним спадом. "Лето у нас в Сибири короткое. Народ торопится им насладиться: на пляжи, на дачи, в отпуска уезжает. И в интернете в это время всегда запросов становится меньше практически во всех сферах", — говорит собеседник.
Виртуальные коровы учат жизни
У социальных игр, как у любого явления, есть две стороны. "Из плюсов такого времяпрепровождения можно назвать то, что они способствуют развитию творческой фантазии, внимательности, повышают умение принимать решения. Кроме того, игры в какой-то степени расширяют кругозор. К примеру, городской ребенок, в жизни не бывавший на ферме, узнает какие-то тонкости быта", — говорит практикующий психолог Марина Поситака.
При этом она отмечает, что компьютерные игры, особенно для детей, должны быть под строгим родительским контролем, необходимо формировать культуру дозированного общения в интернете.
"Если не следить за ребенком, за тем, во что и сколько он играет, это может привести к зависимости. Поэтому до пятого класса ребенок должен играть только при взрослых, не больше получаса в день. Потом нужно обязательно обсудить с ним: чем он занимался, что узнал, увидел — тем самым мы выводим ребенка в реальность. К тому же это еще один способ коммуникации детей и родителей", — считает Поситака.
В случае если ребенок или даже взрослый не может легко выйти из игры, начинает грубить или неадекватно отвечать на вопросы, это повод для обращения к психологу. При этом собеседница добавляет, что если взрослые сами могут понять, что впадают в зависимость, то дети этот процесс не контролируют.
"Со взрослыми в этом плане проще. Для них игры в социальных сетях — это прежде всего способ переключить сознание с одного вида деятельности на другой, своеобразный отдых", — пояснила собеседница.
По мнению психолога, интернет в общем и социальные игры в частности могут оказывать положительное влияние в процессе формирования личности. Но это только в том случае, если нет игровой зависимости. Иначе страдает не только личная жизнь и карьера, но и здоровье — игрок может отказаться от сна и еды ради своего увлечения.