Светский обозреватель Анна Горбашова
В кинотеатре "Художественный" прошла премьера фильма Дмитрия Астрахана "Деточки". В обсуждении картины после сеанса приняли участие не только рядовые зрители, что неудивительно, но и небезызвестные всем лица: Вячеслав Фетисов, Александр Буйнов, Александр Добровинский.
Поздравить Дмитрия Астрахана с премьерой пришли первый замглавы комитета Совета федерации по соцполитике Вячеслав Фетисов, адвокат Александр Добровинский, бизнесмен Константин Боровой, певец Александр Буйнов, телеведущий Лев Новоженов, уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович, актер Михаил Пореченков, поэтесса Лариса Рубальская. Перед началом сеанса никаких приветственных речей не прозвучало. Главные герои - "деточки", которых сыграли белорусские школьники, на премьере отсутствовали.
"Смотрите фильм", - был краток Астрахан.
Жанр картины в титрах обозначен недвусмысленно - сказка. Собственно, на слове "сказка" она и заканчивалась, если не считать сказкой художественную метафору.
В абстрактном российском городе (фильм снимали в Минске) от рук неизвестных убийц стали "пачками" погибать чиновники-педофилы, продажные судьи, наркоторговцы… Для полиции не секрет, что убийцы - это дети, решившие очистить город от нечисти, проблема только в том, что детей покрывает весь город. Ни тебе свидетелей, ни улик, хотя "деточки" ни от кого и не прячутся, орудуют "в наглую", но если не они, то кто тогда восстановит справедливость? Астрахан не случайно написал в титрах "сказка", чтобы нервные не беспокоились: "Ну, конечно, сейчас 10 детей поборют коррупцию, наркомафию и педофилию. Так не бывает!" Да, не бывает. Но и разбойника Робин Гуда поймать в Шервудском лесу - не проблема, но он был, есть и будет героем и борцом за справедливость на все времена.
В своей картине Астрахан поднял вопросы, которые не оставляют никого равнодушными. Можно ли убивать во благо? И, если "не убий", то, что делать с преступниками, по которым давно "плачет" электрический стул, а судебная система не работает. И кто вообще нас защит? Дети с заниженным болевым порогом "без страха и упрека"?
После окончания фильма в воздухе повисла пауза. Из зала не ушел практически никто, включая вип-персон, все остались на обсуждение. Дебаты вел писатель Дмитрий Быков. Его роль свелась к практически молчаливому присутствию у микрофона, зал не безмолвствовал.
"Дима, ты сделал прекрасное кино, но опасное, - взял слово Александр Буйнов. – Какой возрастной ценз у фильма? Вдруг дети насмотрятся и правда возьмутся за ножи? Хотя нечто подобное мы в своем детстве читали у Гайдара".
"Возрастной ценз, рекомендованный цензурой, - 16+", - отчитался Астрахан.
"А вы не боитесь, что, если придут ваши ребята, будет еще хуже?" - поинтересовался Дмитрий Быков.
"Боимся, конечно, об этом и фильм", - сказал Астрахан.
Демагогию свернул один из зрителей. Он поблагодарил Дмитрия за фильм и рассказал, что три года назад убили его дочь. С тех пор он борется с судебной машиной. Виноватых нет, дело закрыто.
"Только дети в нашей стране и способны объединиться, а мы – нет", - с болью резюмировал он.
Кто-то из зрителей высказал мнение, что хорошо бы было организовать показ фильма в Госдуме, только это маловероятно, да и смотреть чиновники не заходят.
"Фильм в Госдуме можно показать, и его там поймут, - не согласился депутат Госдумы Илья Пономарев. - Один мой знакомый депутат, в прошлом боевой офицер, рассказывал мне, что он не может приезжать в cвой регион. Он там - жулик и вор по определению. Его сына избили в школе, и жена просит дома не появляться, потому что ей стыдно перед соседями, что у нее муж - депутат".
В процессе обсуждения возникла полемика на главную тему: детдомовские дети объединились, замучившись ждать справедливости от взрослых, и взялись за ножи. Педагогично ли декларировать такую справедливость? Тем более, что убийство очередного ублюдка на экране, зал встречал радостными аплодисментами.
"Я не уверен, что то, что хлопали в зале - это плохо, - взял слово педагог Евгений Бунимович. – Наверное, наше время требует таких ясных и простых заявлений. В вашем фильме, Дмитрий, обнажается цинизм нашей жизни. Может быть, и настало время об этом говорить".
Свежую провокационную струю из разряда все той же демагогии попытался внести в разговор адвокат Добровинский, которого взволновала внешность главных героев. Почему вдруг они голубоглазые и белобрысые ребята - уж не фашисты ли, не нацболы?
"Никто об этом не думал, просто актеры - белорусские школьники", - успокоил Добровинского Астрахан.
Конcтантин Боровой заверил режиссера, что прокатная судьба у фильма будет хорошей, потому что картина очень точно попадает в настроение общества.
"Это посыл всем нам, что вложишь, то и получишь. Но главная мораль, что это может коснуться каждого, - не остался в стороне от обсуждения Вячеслав Фетисов. - В кино я после "Высокого" не хожу, но спасибо, Дим, что ты меня вытащил. Ты вернул мне веру, что есть еще люди, которые хотят, чтобы жизнь была лучше".
После обсуждения фильма со зрителями в кафе кинотеатра состоялся фуршет для друзей, на котором гости лично поздравили Астрахана с премьерой. Споры о морально-этических вопросах, поднятых режиссером, и неоднозначных на них ответах продолжились в непринужденной обстановке.