МОСКВА, 4 апр – РИА Новости, Инна Финочка. Как научиться слушать людей с аутизмом, как понять, что они чувствуют, как осознают себя в этом мире, как им помочь – эти вопросы обсудили участники дискуссии “Открытого показа” Центра документального кино. Одновременно с полным залом в мультимедийном пресс-центре РИА Новости фильм "В ауте" режиссеров Ольги Арлаусках и Никиты Тихонова-Рау смотрели онлайн в интернете, а 4 апреля картина выйдет в прокат.
Аутизм – диагноз таинственный. Вокруг аутизма невероятное количество мифов, большая часть из которых постепенно развенчивается. Однако до сих пор никто в мире не понимает его происхождения, нет однозначного мнения о том, какие коррекционные методики помогают на 100%. Известно только, что число детей с аутизмом растет год от года, и по статистике Всемирной организации здоровья (ВОЗ) на 2013 год, в мире уже каждый 150-й ребенок живет с аутизмом. А вот когда аутизм войдет в ежегодную статистическую отчетность Минздрава – пока не известно.
Раньше считалось, что люди с аутизмом не общаются потому, что не хотят. Оказалось – неправда. Хотят и очень стараются, только не знают сразу, как сделать так, чтобы услышали.
В этом году при поддержке РИА Новости 2 апреля, когда отмечался. Всемирный день распространения информации об аутизме, Россия впервые приняла участие в глобальной инициативе – кампании Light It Up Blue: московская мэрия, Центральный телеграф, здание РИА Новости, здание “Известий”, Еврейский музей и Центр толерантности и несколько других зданий в центре города были подсвечены синими прожекторами в знак поддержки информирования об аутизме. И на "Открытый показ" фильма “В ауте” многие зрители пришли в синей одежде.
“От мира за стеной”
Для тех, кто мало знал об аутизме, и ничего не знал о Соне Шаталовой, фильм “В ауте” режиссеров Ольги Арлаускас и Никиты Тихонова-Рау стал, в некотором роде открытием. “Я живу в нескольких реальностях одновременно и постоянно, и связь с обыденной реальностью у меня самая слабая. Причем наиболее слабая на телесном уровне”, – читает закадровый голос текст, написанный Соней на компьютере. У Сони “нет голоса”.
“Они замороженными выглядят именно из-за того, что они слишком ярко все чувствуют”. Марина Бардышевская, психолог
Пока не видишь, сколько усилий ей приходится прикладывать, чтобы самостоятельно поесть и сходить в магазин, не приходит в голову, что все эти стихи пишет человек, который несколько лет учился делать бутерброд. Действительно, у Сони глубокий аутизм, она не умеет контролировать собственное тело. Чтобы научить ее писать ручкой на бумаге, нужно было в течение нескольких лет придерживать ее руку. Первое стихотворение она написала в 7 лет, и с тех пор пишет постоянно. Писатель Виктор Кротов назвал Соню голосом аутистов, а о самом фильме заметил, что в нем подобрана очень точная метафора для слов, о которых сама Соня говорит, что они, как листья, облетают и умирают, если не получается их сказать. Зал поддержал Кротова аплодисментами.
Все участники дискуссии "Аутизм: неизлечимый диагноз или скрытые таланты?" сошлись во мнении, что режиссерам (они же операторы и сценаристы) удалось точно показать мир таким, каким его видит сама Соня. Авторы картины признались, что специально старались сделать это и следили за траекторией взгляда девочки.
Когда в ходе дискуссии показали отрывок из фильма “Клеймо”, в котором народная артистка СССР Евгения Симонова читает стихотворение “Костер”, написанное Соней в 8 лет, вместе с актрисой на экране плакали почти все зрители “Открытого показа” в зале:
Мне скоро девять. Это вечность
В сравненье с временем костра.
Но он согрел людей.
А я?
Немая, неумелая,
От мира за стеной.
Зовётся аутизмом
Недуг проклятый мой.
Неужто одиночество –
Судьбой мне до конца
И в пепел превращусь я,
Не согрев сердца?..
“Консультант по мечтам”
Актриса и соучредитель фонда поддержки детей с особенностями развития "Я есть!" Ксения Алферова заметила, что необходимо смотреть такие фильмы, пускать их в прокат и на федеральные каналы, потому что это залог здоровья общества: “То, что пережили люди, смотревшие этот фильм… Я за их будущее спокойна. В какой-то степени и за наше тоже. Потому, что я точно знаю теперь, что они с этим жить не смогут, и точно будут что-то делать”.
О том, что инвалидность – это, прежде всего, социальная проблема, высказался психолог, руководитель реабилитационной программы “Наш солнечный мир”, Игорь Шпицберг: “Каждый человек имеет право быть принятым, и нам должно быть вообще всё равно – аутист он или нет. Люди у нас в стране не привыкли, что человек с инвалидностью – человек”.
“Часто родителям приходится врать ребёнку с аутизмом, и весь мир аутиста рушится: не на что опереться, когда родная мама врёт”. Андрей Афонин, режиссер
В своем творчестве Соня Шаталова прежде всего человек, которому трудно, который осознает, пожалуй, больше, чем многие обычные люди, сколько трудностей доставляет своим близким. Соня постоянно пишет о том, что хочет приносить пользу. Размышляя о том, зачем и для чего живет человек, она приходит к выводу: цель в том, чтобы реализовать Божий замысел. Говорит Соня и о том, что хотела бы стать “консультантом по мечтам”: “Я мечтаю о том будущем, где я могу говорить и петь песни, и могу сама всё делать. У меня будет много друзей и любимая работа. Я буду помогать людям правильно сшивать события и буду работать консультантом по мечтам”. Очевидно, благодаря стихам и этому фильму мечта Сони начинает сбываться. “Я благодарна авторам фильма за то, что они задали высокую планку и показали, каким бывает результат работы с аутистами нескольких специалистов. Мы услышали, что хочет сказать Соня”, – заметила канис-терапевт, Татьяна Любимова, работающая с девочкой.
Дети – чуткие люди
Когда звучат строки “Ведь она неизлечима – ты смеялась им в ответ: “Моя дочка молодчина, и матери счастливей нет”, женщина, сидевшая недалеко от меня готова была заплакать в голос. “Тяжким крестом”, “горем” девочку в фильме называет какой-то чиновник, мама цитирует его слова, и сама Соня. Матери особенных детей знают, какой ценой дается счастье – вся семья включается в работу, плюс целая команда специалистов.
Психолог, доцент кафедры патопсихологии МГУ Марина Бардышевская отметила, что в занятиях с человеком, у которого диагностирован аутизм, нужно прежде всего работать с его обостренными состояниями, с тем, что аутичные люди живут постоянно на эмоциональном накале: “Они замороженными выглядят именно из-за того, что они слишком ярко все чувствуют”. На эту же тему высказался и режиссер-постановщик Интегративного театра “Круг II” Андрей Афонин, сказав, что люди с аутизмом очень тонко чувствуют весь окружающий мир. Для наглядности зрителям был показан отрывок из спектакля “Нарцисс и Кристофер”, поставленного по текстам молодого человека с аутизмом Алексея Федотова: “Часто родителям приходится врать ребёнку с аутизмом, и весь мир аутиста рушится: не на что опереться, когда родная мама врёт. И наш спектакль – это взгляд человека с аутизмом изнутри, это серьёзная актёрская работа. А фильм "В ауте" я воспринял как игровой. Простите, но – не верю!”.
“Я живу в нескольких реальностях одновременно и постоянно, и связь с обыденной реальностью у меня самая слабая”. Соня Шаталова, поэт
Дискуссия получилось оживленной, и каждый эксперт на сцене начинал свою речь словами “я только два слова скажу”, или “я только добавлю”. В конце дискуссии ведущей Катерине Гордеевой зрители передали из зала несколько десятков записок для Сони Шаталовой. Пример гостям “Открытого показа” подали зрители, посмотревшие фильм в Мадриде, – они писали Соне о том, как рады узнать ее, о том, что у нее теперь есть друзья в Испании и что они хотят познакомиться с ней и ждут ее в гости. Московские записки Соне пообещала передать ее мама Евгения Шаталова, вторая главная героиня фильма, которая пришла на “Открытый показ”.