МОСКВА, 3 апр — Прайм. Банк России уверен в снижении инфляции до целевых значений и готов по мере ее замедления смягчать денежно-кредитную политику, однако основные резервы экономического роста видит не в снижении ставок, а в развитии инфраструктуры, улучшении инвестиционного климата и подавлении коррупции, заявил покидающий в июне свой пост председатель ЦБ Сергей Игнатьев на съезде АРБ и пресс-конференции в рамках форума в среду.
Не затихающая в последние месяцы дискуссия об источниках экономического роста продолжилась на ежегодном съезде банкиров. Правительственные чиновники связывают торможение экономики с жесткой монетарной политикой ЦБ и пытаются навязать регулятору, отвечающему за сдерживание инфляции, дополнительный мандат на поддержание экономического роста.
Уходящего в отставку председателя Банка России поддержала претендующая на этот пост помощник президента РФ Эльвира Набиуллина. Приглашенная на форум банкиров экс-глава Минэкономики, с приходом которой в Центробанк многие эксперты связывают надежды на смягчение монетарной политики, неожиданно заняла вполне определенную позицию.
"Основные задачи Центрального Банка сейчас определены, и он должен работать в соответствии с этими основными задачами", — заявила она журналистам, добавив, что ЦБ оказывает косвенное влияние на экономический рост через снижение темпов инфляции, поддержание устойчивости рубля и развитие банковской системы.
Отчитываясь о выполнении основной задачи, Игнатьев был оптимистичен: темпы роста цен на зерно, ставшие основной головной болью регулятора в прошлом году, снижаются каждую неделю и оказывают благотворное влияние на динамику потребительских цен. Появились первые признаки их замедления: годовая инфляция на 25 марта снизилась до 7,2%, а Росстат отчитался о нулевой инфляции за последнюю отчетную неделю. Председатель ЦБ рассчитывает на формирование устойчивой тенденции к замедлению роста цен.
В то же время Игнатьев дал понять, что инфляция не является для ЦБ "священной коровой" и регулятор при формировании политики учитывает весь комплекс макроэкономических факторов. Он неожиданно откровенно приоткрыл кухню принятия решений ЦБ по ставкам.
"Что касается денежно-кредитной политики, то мы вчера приняли первое решение, очень осторожное, по ее смягчению фактически. Хотя информация очень противоречивая. С одной стороны, явное замедление экономического роста, и отсюда следует, что надо смягчать денежную политику. С другой стороны, уровень безработицы крайне низкий, то есть не надо смягчать денежную политику. С третьей стороны, инфляция высокая, то есть не надо смягчать денежную политику, а, может быть, даже накручивать. С четвертой стороны, инфляция обречена на снижение. Я точно знаю, что она будет снижаться… надеюсь, что по итогам года уложимся в 6%. Значит, вроде, можно смягчать денежную политику. Я вчера сказал на совете, что впервые за 11 лет я в таком сложном положении… На основании этой противоречивой информации мы приняли весьма осторожное решение", — рассказал Игнатьев журналистам.
Накануне совет директоров ЦБ оставил без изменения базовые ставки, снизив на 0,25 процентного пункта стоимость длинного рефинансирования банков под залог нерыночных активов, золота и ценных бумаг.
Корень бед
Глава ЦБ, шокировавший общественность месяц назад признаниями о размахе сомнительных операций и коррупции в России, вновь обрисовал свое видение коренных проблем отечественной экономики.
На вопрос о возможных драйверах экономического роста последовал лаконичный ответ: "Дороги строить, создавать инвестиционный климат благоприятный, решать проблемы… коррупции".
В конце февраля Игнатьев в интервью "Ведомостям" говорил, что ЦБ в 2012 году выявил в российской экономике сомнительных операций, в первую очередь с участием фирм-однодневок, на 49 миллиардов долларов. Из них 35 миллиардов долларов включены в финансовый счет и в чистый отток частного капитала из РФ.
Он считает, что на основе предоставленной Центробанком и налоговой службой информации правоохранительные органы в состоянии провести полноценное уголовное расследование и выйти на источники "серых" денег.
"Источником может быть реальная компания, например, строительная, которая выполняет госзаказ и часть получаемых денег направила, например, на рытье котлована глубиной 50 метров, а потом заплатила еще и за покупку песка, чтобы этот котлован закопать. И тот и другой платеж включают в себя НДС… Это может быть откат чиновникам, взятка. Это может быть схема уклонения от уплаты налогов… Это может быть просто воровство менеджеров среднего звена… Разбираться нужно и наказывать", — сказал председатель ЦБ журналистам.
Обращаясь к банкирам, Игнатьев вновь подчеркнул, что основной причиной оттока капитала из России и низкого объема инвестиций, тормозящих экономический рост, является неблагоприятный инвестиционный климат.