Рейтинг@Mail.ru
Чириков: в глобальных рейтингах вузов не хватает мнений студентов - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Чириков: в глобальных рейтингах вузов не хватает мнений студентов

Читать ria.ru в
Дзен
Интерес к международным образовательным рейтингам во всем мире растет - университеты делают все возможное, чтобы занять более высокие места. В то же время объективность глобальных рейтингов все чаще вызывает сомнения. О том, что в них не учитывается и какие возможны альтернативы, в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Игорь Чириков.

Интерес к международным образовательным рейтингам во всем мире растет — университеты делают все возможное, чтобы занять более высокие места. В то же время объективность глобальных рейтингов все чаще вызывает сомнения. О том, что в них не учитывается и какие возможны альтернативы, в интервью РИА Новости рассуждает директор Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ Игорь Чириков.

- Игорь, стоит ли абсолютизировать глобальные рейтинги вузов? Каковы их недостатки? Что об этом говорят в международном образовательном сообществе?

— Глобальные рейтинги вузов, такие как World University Ranking газеты Times или Шанхайский рейтинг, действительно привлекают большое внимание. Они служат ориентиром для абитуриентов и их семей, используются для создания инструментов государственной политики в высшем образовании. Несмотря на изначальное скептическое отношение российского вузовского сообщества к глобальным рейтингам, некоторые наши вузы начали учитывать индикаторы рейтингов в своих стратегиях развития.

В то же время, у глобальных рейтингов на сегодня есть целый ряд ограничений, которые заставляют задуматься о поиске альтернатив или дополнений. Во-первых, рейтинги измеряют показатели, относящиеся не к настоящему вуза, а к его прошлому, часто — весьма далекому. Яркий пример — Шанхайский рейтинг, в котором в качестве индикатора качества образования используется количество лауреатов Нобелевской премии и Филдсовской премии среди выпускников. В те времена, когда в вузе учился даже самый недавний нобелевский лауреат, нынешнее руководство вуза в лучшем случае ходило в школу. Во-вторых, индикаторы, используемые в глобальных рейтингах, в основном ориентированы на измерение масштабов и качества научной работы и почти не описывают, что же происходит в образовательном процессе. Так, две трети «веса» рейтинговой оценки в глобальном рейтинге World University Ranking занимают показатели, относящиеся к научным исследованиям. Из  индикаторов образовательного процесса, в лучшем случае, используются «соотношение числа студентов и преподавателей», «соотношение студентов бакалавриата и магистратуры». И, в-третьих, рейтинги дают крайне мало информации для самих вузов — какие существуют проблемы, что следовало бы изменить или скорректировать.

- Как рейтинги отражаются на работе вузов? Есть ведь принцип, известный из практики ЕГЭ: что будут проверять, тому и будут учить.

— Действительно, некоторые эксперты отмечают, что вузы начинают «подтягивать» те показатели, которые нужны для того, чтобы хорошо выглядеть в зеркале глобальных рейтингов. Поскольку эти рейтинги в большинстве своем фокусируются на исследовательской составляющей, то внимание к процессу обучения отходит на второй план. Изменения часто осуществляются далеко не в интересах студентов. 

- Чем могли бы быть дополнены глобальные рейтинги, какие могут быть альтернативы?

— Одной из наиболее известных попыток преодолеть недостатки рейтингов является международный проект «Студенческий опыт в исследовательском университете» (SERU). Его начал Калифорнийский университет в Беркли в начале 2000-х годов, а сейчас этот проект реализуется в виде консорциума ведущих исследовательских университетов по всему миру — в США, Европе, Бразилии, Китае и ЮАР. Недавно Высшая школа экономики стала первым российским вузом, вошедшим в консорциум.

SERU — это не рейтинг, а сравнение актуальных характеристик образовательного процесса в вузах по всему миру. Сравнение осуществляется на основе ежегодного опроса студентов всех вузов-участников консорциума. Заполняя анкету, студенты подробно рассказывают о процессе своего обучения: о том, как они распределяют свое время, о способах взаимодействия с преподавателями, о различных формах работы, принятых в университете. Опрос проходит каждый год весной, все результаты обрабатываются и размещаются в электронной базе, где вузы — члены консорциума могут с ними ознакомиться.

Любопытно, что сравнение студентов проводится не по вузам, а по образовательным программам. Так, мы сможем сравнить процесс обучения студентов-экономистов Оксфордского университета с тем, как учат студентов-экономистов в Высшей школе экономики.

- Что дает такой подход для анализа ситуации и оценки вузов?

— Основное преимущество в том, что проект позволяет понять, как устроен процесс обучения в каждом вузе в настоящее время. По ответам студентов можно в довольно полной мере выяснить, какие виды активности подразумевает обучение. Кроме того, впервые исследователи обращаются к студентам напрямую — до сих пор составители рейтингов не интересовались их мнением.

Наконец, в отличие от глобальных рейтингов, этот проект способствует обмену опытом и сотрудничеству. Вузы не конкурируют, а сопоставляют опыт друг друга для улучшения своих образовательных программ. Насколько мне известно, многие вузы — участники консорциума при принятии стратегических решений используют результаты SERU.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала