В день рождения Ханса Кристиана Андерсена, 2 апреля, весь мир вот уже полвека отмечает Международный день детской книги (International Children's Book Day). Сам Андерсен, впрочем, не считал себя детским писателем, и, все же, детская литература, тесно связано именно с его именем. По просьбе проекта Weekend РИА Новости известные люди покопались в памяти и рассказали, какие нужные книги они читали в детстве. Беседовали Мария Ганиянц и Анна Горбашова.
В поисках приключений
"Дети капитана Гранта" Жюля Верна — была любимой книгой комиссара Московской биеннале современного искусства Иосифа Бакштейна, который с детства мечтал о путешествиях.
"В этой книге мир был таким огромным, таким большим, что меня это поразило совершенно. Потом был замечательный советский черно-белый фильм "Дети капитана Гранта", и эти два произведения слились у меня в одно целое. Мне нравилось, что герои открывают не только мир географический, но книга описывает процесс открытия мира как реальности и как метафоры, и герои познают мир отношений, любви и ненависти, верности и предательства", — признался Бакштейн.
Сегодня Иосиф Бакштейн, один из самых влиятельных людей в современном российском и мировом искусстве, ведет жизнь заправского путешественника, который завтракает в Париже, а к обеду успевает в Нью-Йорк. Однако, по его собственному признанию, путешествовать он начал очень поздно, когда ему уже было 43 года.
Кадр из фильма "Дети капитана Гранта" (1936)
Режиссер Владимир Хотиненко, снявший такие фильмы как "72 метра", "Поп", "1612", признался, что в детстве зачитывался романами Фенимора Купера о жизни американских индейцев. Он перечитал все книги от "Пионеров" и "Последнего из могикан" до "Следопыта" и "Зверобоя". Хотиненко с сожалением отметил, что современные дети уже не читают Купера.
"Причина отказа от такого рода литературы аналогична той, из-за которой в Голливуде перестали снимать вестерны ("Джанго" Тарантино не в счет): приключенческий жанр умирает, а молодежь уходит в мистику, читает про любовь вампиров", — считает он. По словам режиссера, то, что влечет подростков сегодня — это не та мистика, на которой выросла классическая литература XIX и ХХ веков от Гоголя до Булгакова, и в которой шла борьба добра со злом. В современной мистической литературе и кино зло романтизируется.
"Мир меняется в плохую сторону, стирается грань между добром и злом. Вампиры — же не враги человека как у Толстого, а благородные персонажи, зло обретает человеческие черты", — пояснил Хотиненко.
Режиссер "Такси-блюза" и "Острова" Павел Лунгин в детстве увлекался "Легендами и мифами Древней Греции" Николая Куна. Потом был Гомер — "Илиада", "Одиссея".
"Титаны, боги, битвы, это какая-то величественность описываемого, и чувство, что я прикасаюсь к тайне, чувство, которое сегодня заставляет американцев делать фильм за фильмом по мифам. В сущности, они делают фильмы для детей: снова и снова возвращаются к этим сюжетам, ведь мифы — это детство человечества", — рассказал режиссер. "Мифами" Куна увлекался и продюсер Александр Атанесян, который признался, что перечитывал их бесконечно.
Советские писатели о жизни и любви
Писатель Дмитрий Быков, признался, что в детстве зачитывался советскими писателями, некоторые из которых оказались незаслуженно забытыми в наше время.
"Например, Сусанна Георгиевская, первоклассная писательница, отлично умеющая писать про любовь. По сути ее повести — "Лгунья", "Колокола" и другие — попытки первого советского экспрессионизма. Она была сильной писательницей, ее вещи прерывисто, дискретно написаны, в них плещет энергия, а ребенок любит дискретные повествования", — рассказал Быков.
Другой его страстью были жесткие сказки писателя-фантаста, друга Андрея Платонова, Александра Шарова — "Кукушонок", "Мальчик-одуванчик и три ключика", "Человек-горошина и Простак". Константин Сергиенко, писатель, которого современные дети знают мало, также был одним из любимых авторов Быкова. Есть у Сергиенко повесть о бродячих собаках "До свидания, овраг", на основе которого Марк Розовский поставил в театре "У Никитских ворот" мюзикл "Собаки". Но большинство книг Сергиенко посвящены историческим событиям. Например, повесть "Кеес Адмирал Тюльпанов: Опасные и забавные приключения юного лейденца, а также его друзей, рассказанные им самим без хвастовства и утайки", рассказывающая об одном из самых драматических эпизодов нидерландской революции XVI века, об осаде Лейдена испанцами и 1574 году.
"Я до сих пор считаю, что после "Легенды об Уленшпигеле" Шарля де Костера, "Кеес" — лучшая детская книга о нидерландской революции. Был еще у него чудесный роман "Ксения", про дочку Бориса Годунова", — поделился Быков, продолжая список любимых книг автобиографическими повестями Александры Бруштейн — "Дорога уходит в даль…", "В рассветный час", "Весна".
"Тайна обаяния трилогии Александры Бруштейн, которая начинается с "Дороги уходит в даль…", в замечательном образе рассказчицы — Сашеньки Яновской, девочки не идеальной, но с обостренной чувством справедливости. Так как ребенок не может расти все социума, то героиня наблюдает происходящие в обществе вещи, например дело Дрейфуса во Франции. Она с большим юмором описывает увлекательный мир гимназии для девочек в городе Вильно, показывает противостояние детей администрации, с ее бессмысленной казарменной дисциплиной и показной лояльностью", — рассказал он.
Быков пояснил, что, так как Бруштейн была драматургом, автором оригинальных обработок-инсценировок классики (именно в ее обработке дети видели на сценах театров "Дон Кихота" и "Хижину дяди Тома"), она замечательно владела речевой характеристикой. Все герои у нее говорят по своему, диалоги выписаны блестяще.
"И потом для нас это был один из немногих источников настоящей истории конца XIX века. Многие ведь верят тем глупостям Никиты Михалкова про то, что Александр Третий был прекрасный царь, а не тиран выжигавший каленым железом свободомыслие. Эта книга еще и прекрасная школа интернационализма, в городе Вильно живут и учатся бок о бок русские, евреи, поляки, литовцы. А интернационализм для русских всегда играл большую роль, им всегда русские были сильны", — завершил свой рассказ Быков.
Дети Средиземья
Певец и композитор Петр Налич рассказал, что в детстве увлекался выдуманными мирами. Первым его шагом в сказочный мир стала серия книг шведской писательницы и художницы Туве Янссон. Сказка о семействе мумии-тролей стала первой, которую певец прочел самостоятельно, и по его признанию, его сразу захватил интересный мир, полный приключений, в который можно погрузиться и забыть обо всем вокруг.
Туве Янссон. "Муми-тролли: Муми Тролль и фрекен Снорк." 1957
Потом появился "Властелин колец" Толкиена и стал его любимой книгой на многие годы.
"Перевода первой книги "Властелин колец" мы очень жали, потом еще год ждали, когда переведут вторую. Сначала я прочел "Властелина колец" и лишь потом — "Хоббита". Дж.Толкиен изобрел целый мир фэнтези, выстроил вселенную в которой многое можно додумать. Это и объясняет популярность. По сути, он создал первую интерактивную игру, где есть свои правила, в которую можно погрузиться, и развивать ее", — пояснил он.
Правда, по признанию певца, настоящим толкинистом он так и не стал, лишь разок съездил на Воробьевы горы «палкой помахать».
Поклонники классики
Режиссер Игорь Волошин, автор "Нирваны" и "Бедуина", признался, что начал читать очень рано и сразу с хорошей классики.
"Я уже в 6 лет прочитал "Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго, но откровение произошло в семь лет — это была книга Генрика Сенкевича "Камо грядеши", которую я неоднократно перечитывал. Но больше всего я любил читать не очень "детские" медицинские энциклопедии, которых было много у моего дедушки-врача", — рассказывает он.
А вот композитор и певец Аркадий Укупник, припомнил, что сразу после "Дяди Степы" Сергея Михалкова и забавного персонажа чешских мультфильмов Гурвинека, который печатался в "Веселых картинках", он переключился на русскую классику и в 6 лет читал Пушкина. "Это была толстая книга в сером переплете книжка. Очень мне нравилась поэма "Руслан и Людмила" — самая эротическая история, которую я прочитал в детстве".
Обложка книги Александра Пушкина "Руслан и Людмила"