Рейтинг@Mail.ru
Мобильная старость, или Как повысить пенсию по e-mail - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Мобильная старость, или Как повысить пенсию по e-mail

© Fotolia / SakalaМужчина работает за компьютером
Мужчина работает за компьютером
Читать ria.ru в
Дзен
Только ли возраст мешает пенсионерам конкурировать с молодыми за рабочее место, задается вопросом Сергей Петухов.

Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.

С 1 апреля в результате очередной индексации подрастут пенсии россиян. Тем не менее, достойно жить на одну пенсию в стране пока невозможно, а устроиться на работу проблематично. Сложности с заработком испытывают и граждане предпенсионного возраста, которых первыми увольняют и последними берут на работу. Но только ли возраст мешает им конкурировать с молодыми за рабочее место? 

Как показало исследование "Евробарометр в России", которое провел Центр социологических исследований РАНХиГС при президенте РФ, серьезным ограничением для трудоустройства пожилых россиян служит низкий уровень владения ими современными коммуникационным технологиями и, главное, нежелание учиться.

Можно призывать власть исправить положение. Но гораздо проще, быстрее и эффективнее переломить ситуацию с компьютерной неграмотностью пожилого поколения россиян вообще без участия государства.

Двугорбая некомпетентность

Методика изучения инновационной грамотности населения России в зависимости от возраста довольно проста. Авторы исследования опрашивали людей, пользуются ли они банковскими карточками, имеют ли доступ в интернет и какими электронными гаджетами пользуются. Это исследование дало результаты, заставляющие задуматься не только профессиональных социологов.

Социологи РАНХиГС обнаружили два выраженных переломных возраста, с которым связана "низкая компетенция" при пользовании современными коммуникационными технологиями: 50 и более 66 лет.

Низкая компетентность характерна примерно для 40% россиян в возрасте 51-59 лет. В предыдущем возрастном интервале 36-50 лет таких только 20%, пользователей с высоким уровнем компетенции там больше 30%, и около 50% имеют средний уровень. 

Еще хуже картина у россиян в возрасте 66+. Среди них четыре человека из каждых пяти "слабо компетентны" в мобильной связи, банковских карточках и интернете, 18 из 100 умеют самостоятельно пользоваться этими "благами цивилизации", и только 4 человека из каждых 100 — продвинутые их пользователи.

Возраст упущенных возможностей

Если не брать столицу, где это произошло на пару-тройку лет раньше, то начало бума мобильной связи, интернета и распространения зарплатных карточек приходится на первую половину нулевых годов нашего века. 

Пенсионерам, которым сейчас 66 лет и больше, тогда было на десять лет меньше, и, в общем-то, понятно, почему они в основной своей массе не вписались в тренд. Удивляет другое: почему столь сильное отторжение новых коммуникационных технологий продемонстрировали люди, которым тогда было всего около 40 лет. 

Тут открывается простор для всевозможных умопостроений. Например, можно предположить, что людей среднего возраста полностью удовлетворяли привычные источники информации: ТВ и газеты. Или: скорость развития новых коммуникаций и потенциальные возможности тогда находившихся в младенческом состоянии соцсетей недооценивали все, включая даже тех, кто строил бизнес на коммуникациях. А когда коммуникационный гром грянул, быстро адаптироваться к нему смогли только молодые люди, а средний возраст от них безнадежно отстал. 

Словом, теоретизировать можно бесконечно, но сам факт того, что россияне предпенсионного и пенсионного возрастов выпали из современного коммуникационного общества, увы, останется фактом, и главный вопрос: как им теперь с этим жить?

Трудности трудоустройства оффлайн

Авторы социсследования делают выводы: 

а) сам по себе возраст не является причиной слабого владения инновационными технологиями;

б) это значительно снижает шансы успешного трудоустройства пожилых людей; точнее, — это вторая по значимости причина отказа работодателей после собственно анкетного возраста соискателя вакансии;

в) негативную роль при попытках пожилых людей устроиться на работу играет и их психологическая растерянность в ситуации взаимодействия человека и компьютера.

Выводы очевидные, спорить с ними трудно. Если работодатель готов брать пожилых, то предпочтет тех, кому не надо объяснять дисциплинирующую роль Outlook Express в современных трудовых отношениях.

Но в том же социологическом исследовании отмечено, что "рост трудовой активности граждан предпенсионного и пенсионного возраста регулярно фиксируется еще с начала 2000-х годов; в первые 5 лет после достижения 60-летнего возраста работает примерно каждый третий пенсионер".

Иными словами, ситуация с трудоустройством стариков не такая драматическая, как можно подумать. Каждый третий все-таки устраивается на работу, и далеко не факт, что все остальные хотят этого, да не могут. Наверное, кто-то из не трудоустроенных 66% и сам не рвется поработать.

Выход из положения для тех, кто все-таки хочет работать, но не может составить резюме и отослать его "по мылу", тоже очевиден: научиться, это не Бог весть какая премудрость. И вот тут кроется, похоже, самый важный вывод из исследования РАНХиГС о пожилых россиянах.

Семейное дело

Конечно, можно разработать и принять целевую федеральную программу повышения компьютерной грамотности пожилого населения, с бесплатными курсами на базе собесов и раздачей пенсионерам бесплатных смартфонов и нетбуков отечественной сборки. Но даже если с негодованием отмести с порога мысль о том, каким грандиозным коррупционным скандалом все это может закончиться, то все равно придется признать, что дело это небыстрое, потребует годика-другого одних только заседаний и межведомственных согласований. 

Тем временем есть возможность переломить ситуацию без заседаний и вообще без участия государства. Для этого достаточно каждому из россиян среднего возраста заставить своих детей-школьников или студентов обучить своих деда с бабкой азам компьютерной грамотности, создать им страничку в соцсети и тратить по пять минут в сутки на общение с ними в виртуальном пространстве (родителям тоже не помешает участвовать в этом общении). 

Оплатить это придется из семейного бюджета. Но у большинства непреодолимых проблем с этим не должно возникнуть. Для этого детям или внукам достаточно всего лишь отказаться от очередной новой модели смартфона или ноутбука, которые россияне по статистке меняют уже чаще, чем раз в два года. 

Долго подталкивать большинство пожилых россиян к инновационному общению в семье не придется. Как только старики оценят его плюсы (а это произойдет быстрее, чем многие думают, потому что у пожилых людей есть стимул, который трудно понять молодым, — дефицит живого общения), семейная поддержка больше не понадобится, дедушки и бабушки найдут свою нишу в Сети.

Кому-то из них новые навыки, возможно, помогут найти работу или подработку "на удаленке". Но всем откроют гораздо более широкую возможность — адаптироваться в изменившемся мире. 

И последнее. Еще один вывод из данного исследования полезно сделать для себя самым продвинутым пользователям современными инновационными технологиями, которые находятся сейчас в самом активном возрасте. Если они вдруг решат, что уже все знают и умеют и больше им ничего не надо, то по достижении предпенсионного возраста с очень большой вероятностью повторят судьбу предшествующего поколения. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала