Рейтинг@Mail.ru
Экстремальный Ван Гог, создавший нашу эпоху - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Экстремальный Ван Гог, создавший нашу эпоху

© Фото : Van Gogh Gallery Автопортрет Винсента Ван Гога
Автопортрет Винсента Ван Гога
Читать ria.ru в
Пример Ван Гога показывает, что великое искусство должно быть непонятным для современников. Оно и сегодня не всем понятно, замечает Дмитрий Косырев.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

Родившийся 160 лет назад, 30 марта 1853 года, Винсент Ван Гог – редкий случай одержимости художника, такой, которая похоронила одну эпоху в истории человечества и вывела мир в другую, сегодняшнюю.

И пока мы с нынешней эпохой не распрощались – будем спорить о Ван Гоге. В частности, о том, что это был, конечно, более чем странный человек. Но гении другими и не бывают, хотите великой культуры – умейте не мешать ее создателям.

Искусство должно быть непонятным

Вообще-то их было трое. Поль Сезанн, Поль Гоген, Винсент Ван Гог. Только-только XIX век благополучно породил на своем исходе новую живопись, названную импрессионизмом, только-только нечто похожее начало возникать в литературе, музыке, и только все успокоились насчет того, каким будет лицо XX века – другое, но вроде как симпатичное… Как появились вот эти три гения, три предупреждения на тему: нет, импрессионизм – это тоже уже прошлое, а будущее – это совсем не то, что вы думаете.

Что между ними общего? Их непрофессионализм: все начинали как любители, считались таковыми почти до конца жизни. Да что там, их работы воспринимали как безумную мазню. И все трое получили посмертную славу и – посмертные, к сожалению, деньги.

Любое из полотен Ваг Гога (а они давно превысили отметку в 100 миллионов долларов) могло бы кормить его всю жизнь. Все трое стали родоначальниками живописи XX (и XXI) века, но сами об этом и не догадывались. Хотя очень хотели, и отлично понимали, что именно этого и добивались.

Три человека, бросившие вызов коммерческим отношениям в искусстве, породили новый по сути арт-рынок, азартный, с куда большими деньгами и предсказуемый в своей непредсказуемости.

Первое, что они сделали – показали, что великое искусство должно быть непонятным для современников (оно и сегодня не всем понятно, и так буквально со всеми лучшими художниками XX века). Второе – что если вовремя угадать вот такого непонятного гения, то на этом можно заработать невиданные раньше деньги, особенно если гений уже умер в бедности.

Кстати, из всей упомянутой великой тройки Ван Гог – самый бедный, но Сезанн и Гоген тоже кормились большую часть жизни вовсе не искусством, а лишь получили наследство. Сезанн, правда, стал признанным примерно в последние пять лет жизни, но это потому, что он жил долго и даже успел увидеть XX век.

Человек с отрезанным ухом

Невозможно даже вообразить, сколько всего написано об этих людях, и особенно о Ван Гоге. Биографии, исследования, предисловия к альбомам. Но всегда можно сказать что-то новое, и не потому, что классики изменились – изменились мы, смотрим на классиков иными глазами.

И вот, буквально на днях, замечательное эссе, да еще под каким названием – "Арльский период мировой истории". Арль – это городок во Франции, где была написана большая часть работ Ван Гога и где с ним работали и другие художники. Замечателен и автор эссе, Максим Кантор, чьи романы уж как-нибудь показали, что ему есть что сказать именно о живописи.

Кантор делает из Ван Гога божество (и растирает в пыль импрессионистов). Ход мысли примерно такой: Арль для художника был точкой возрождения цивилизации, создания полностью нового искусства (кстати, бесплатного, поскольку рынок искусство убивает). И точка отсчета в целом для создания нового мира вместо того, что существовал – полностью неприемлемого. Все с нуля, этакая Парижская коммуна творцов обновленного, омытого природой искусства для тотально нового человека.

Но давайте посмотрим и на другую сторону этой же медали. Почему именно о медали речь – а потому что в школе, где я учился, на фасаде были прилеплены гипсовые медальоны (до сих пор там сохраняются) с четырьмя богами: Маяковский, Горький, Толстой, Пушкин.

И попробовал бы я сказать тогда в классе что-то насчет Маяковского – ненавидевшего себя хронического самоубийцу (стрелялся несколько раз). Или про Толстого, маленького бородатого человечка с жутким характером, напрочь лишенного чувства юмора. Нельзя было – гении культуры, как нам тогда внушали, обязаны быть и были образцами абсолютно во всем.

Боюсь, что школьникам до сих пор это внушают. А ведь на самом деле все наоборот. Гениальность – это отклонение. И главный урок существования гения среди обычных людей в том, что человеческое общество должно научиться как минимум терпеть гениев.

Винсент Ван Гог – экстремальный образец гениальности, переходящей в помешательство. Отчего он сошел с ума, сказать трудно. То ли виноват любимый им абсент, который тогда производили по опасным технологиям. То ли все было ясно еще с детства – "трудный" и "неприятный" ребенок.

Ван Гог, его ухо и другие сумасшедшие >>

Но так или иначе – история с отрезанным ухом, дикая ссора с дружившим с ним Полем Гогеном, жизнь в доме для умалишенных (диагноз – эпилепсия), самоубийство… Великие картины писал безумец.

Нормальный человек, впрочем, и не мог бы так работать. Давайте посмотрим на очевидные факты из биографии Ван Гога. Прожил 37 лет – как Пушкин. Начал работу в качестве арт-дилера с 17 лет – да, но сам впервые попытался рисовать только в 27 – за 10 лет до смерти, а всерьез учиться начал лишь за четыре года до нее, когда переселился в Париж. В Арле с 1888 года, в 1890-м стреляет себе в грудь.

Поразительная цифра, приведенная Максимом Кантором: примерно за год Ван Гог написал там 190 холстов, свои лучшие работы, не считая рисунков. По большей части делал картину за день, с уникальным умением увидеть в маленькой детали весь мир. Сезанн, для сравнения, писал иногда одну картину несколько лет.

Вот что такое гений (в обоих случаях). Не пытайтесь это повторить. Это нереально.

© Ван ГогВан Гог, "Падающие листья"
Ван Гог, Падающие листья

Ужасный век, ужасные сердца

Но вернемся к исходной точке нашего разговора: что же это такое, что заставляет нас, сегодняшних, считать Ван Гога (и других) хоть и безумным, но гением?

Художники (и музыканты, и литераторы, и прочие) – это те, кто предлагают человеку иной взгляд на мир, то есть, в общем, заставляют задуматься о новом смысле жизни. Это если в целом. А что такого сделал в этом смысле Ван Гог, художник, то есть тот, кто создает нам новое зрение?

И тут, конечно, прежде всего видно, что Ван Гог – бунтарь против своей эпохи, то есть Европы XIX века. Который, судя по всему, был ужасен.

Легко человеку не бывает никогда и нигде, но именно XIX век породил какое-то жуткое самоощущение – да вот хотя бы Ван Гог с его угрюмыми ранними "Едоками картофеля", а потом – как выход – полностью иной взгляд на мир, сияющее великолепие его "Звездной ночи" и пшеничных полей Арля. Таким мир не видел тогда никто.

Если вспомнить, этот самый XIX век начался массовым истреблением народов в ходе наполеоновских войн, потом породил целое скопище непримиримых революционеров-разрушителей или утопистов, веривших в технический прогресс и полеты на Луну как выход…

И если вспомнить, что потом пришел век двадцатый, который всерьез попытался осуществить идеи девятнадцатого – то есть модель коллективного и общенационального улучшения жизни и самого человека, с концлагерями для надежности… Кстати, нация как субъект и объект улучшения человека – это тоже идея скорее XIX века, в наше время подвергаемая серьезному сомнению.

В итоге получается, что Ван Гог, дитя скучной провинциальной Голландии, никак не способный в том мире ужиться, основатель "арльской коммуны" бесплатно работающих художников, видящих мир по-иному – это скорее перепрыгнувший через не менее жуткий XX век наш современник.

Но понять его от этого легче не становится.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала