Куклы томского инженера Владимира Захарова привлекают гостей со всего света. Его театр "2+ку" — один из немногих в России, где работают куклы-роботы. И он полностью окупает себя, потому что у него совсем небольшие издержки, ведь кукольным царством управляет всего один человек. Мастер поделился с корреспондентом РИА Новости секретом создания успешного театра.
Куклы на входе
Найти его не так-то и просто, если бы не подсказки. Даже если знаешь адрес, все равно можно потеряться: путь к театру лежит по проселочной дороге, хотя до центрального проспекта города - всего пара-тройка сотен метров. Дом, больше похожий на охотничью заимку, затесался в частном секторе среди деревянных домов. Одноэтажное, но высокое здание построено из круглых бревен на берегу реки. Внутри только одно помещение – зрительный зал.
— Проходите, чего стоите? – обращается к пришедшим деревянная кукла-бабушка на входе, — У нас сегодня спектакль!
Зданию уже восемь лет, но здесь еще можно уловить запах свежего дерева. Места для зрителей — большие деревянные лавки — построены лесенкой, сверху мягкие подушки. В небольшой зал, рассчитанный человек на 30, иногда набивается до сотни зрителей. За счет высокого потолка акустика здесь великолепная. Героев слышно, даже если они говорят шепотом.
На небольшом возвышении над сценой закулисье охраняет электронный Коля Шторкин. Он объявляет спектакли, дает звонки и открывает занавес.
— Первый звонок, уважаемая публика! Проходите, пожалуйста, в зал, занимайте места!
В зале на стенах более десятка кукол: девушка, лиса Алиса и кот Базилио, женщина в кровати. Куклы шевелят руками, пальцами, открывают и закрывают глаза и отпускают реплики. Опоздавшему и крадущемуся в темноте одна из кукол обязательно скажет: "Опаздывать нехорошо".
Почти настоящие
Механические персонажи с электронной начинкой, размещенные на стенах, являются дополнением к основному представлению. Главные герои спектаклей – так называемые "куклы на запястье", которые управляются не с помощью электронных программ, а человеком. При помощи специального механизма внутри куклы и проволоки Захаров управляет ее головой – она поворачивается, открывает рот и глаза. Второй рукой мастер держит проволоку, которая прикреплена к руке куклы. В некоторых спектаклях он умудряется управлять двумя куклами одновременно.
— Живость куклам придает и материал. Натуральное дерево — кедр. Он впитывает положительную энергию и отдает, — рассказывает Захаров.
"Кукла на запястье" – авторская разработка режиссера. Эти герои куда более эмоциональные, чем электронные куклы на стенах.
— Кукла на запястье — основная, с нее театр и начинался. Я ее придумал, уникальность в том, что движение на голову куклы передается от движения на запястье. В других театрах куклы – марионетки, а эта кукла – партнер, и она переигрывает актера. В другом театре невозможно, чтобы кукла переиграла актера, — говорит Захаров.
— Первые пробы с деформацией голоса были, когда еще работал в "Скоморохе" (томский театр куклы и актера). Первая моя работа — "Мастер и Маргарита", нужно было сделать голос убийцы. Когда мы делали спектакль "Жан из стручка", пришлось придумывать, как говорит паук, — вспоминает режиссер.
Под управлением мастера кукла может выражать эмоции: вздыхать, закатывать глаза, кокетничать и отводить взгляд, шевелить кистью и даже пальцами.
— Как-то в Новосибирске мы с ежиком (одна из кукол) создавали атмосферу кукольного фестиваля, встречая гостей на входе. Так гости там общались не со мной, а с ним! А одна девчонка, лет десяти, долго наблюдала, видимо, хотела понять, настоящий он или нет. Наконец, поверила, пошла за игрушками и принесла их ежику показывать. Причем девчонка-то большая уже…
Из физиков в лирики
Захаров – в прошлом инженер, выпускник Томского политехнического университета. После учебы занимался робототехникой на приборном заводе. Но скоро разочаровался.
— На тот момент я понял, что робототехника — это тупик технического прогресса при нашей культуре производства. Мы решали теоретические задачи, которые совершенно не касались жизни. Я занимался автоматизацией рабочего места, станка с числовым программным управлением. Робот кисточкой смазывал станок, закрывал колпак. Какой мы умный робот сделали", — иронизирует Захаров.
— Механические куклы – то, что дало возможность мне все построить, "разогнать этот поезд". Если раньше занимал деньги для поездок на фестивали, то сейчас зарабатываю на спектаклях столько, что могу сам помогать молодым актерам, — рассказывает он.
На вырученные деньги умелец приобрел землю и построил театр. Изготовлением электронных кукол на продажу Захаров больше не занимается. Средств, заработанных на спектаклях, хватает на содержание театра и гонорары программистам и музыкантам. Сейчас в его арсенале около 30-ти "кукол на запястье": маленький принц, индианка, паук, подземный король, домовой, людоед, грызун и другие.
Электроникой начинены не только куклы на стенах, но весь театр.
— Техника позволяет мне развиваться, использовать достижения науки на службе театру. Только появились светодиодные фонари — они уже здесь. А вся эта автоматизация нужна, потому что я один всем этим управляю. Хотя можно посадить и оператора, который будет включать музыку и свет, — поясняет кукольник.
За это театр Захарова часто называют "театром одного актера". Какие-то кнопки он может достать прямо со сцены, потянувшись за кулисы, а иногда, чтобы включить что-то, приходится и вовсе уйти ненадолго за кулисы вместе с куклой, и в зале зажигаются звезды, дует ветер или идет снег.
Заработать на хлеб
В репертуаре театра семь постоянных спектаклей. Самый первый – "Жан из стручка" – идет уже более 20 лет. Большинство постановок — для взрослых. Но, по словам Захарова, деление на детские и взрослые спектакли весьма условное, почти на все постановки люди приходят с детьми.
— Приятно слышать, когда театром восхищаются люди немало повидавшие, например иностранцы. С интересом реагируют москвичи. Томичи же воспринимают театр как само собой разумеющееся, ведь за эти годы многие уже видели меня и моих кукол, — улыбается Захаров.
Его театр существует без поддержки государства и не испытывает финансовых проблем. Зато технических головоломок у его создателя хоть отбавляй. Постоянно приходится совершенствовать навыки. Например, когда нужно разработать новое движение куклы или придумать голос животного, которого никогда не слышал. Есть и новые идеи для обустройства театра.
— Хочу вот еще одну куклу на входе разместить — мужика, который будет кричать "Закрывайте дверь, холодно, зима! – шутит Захаров. – А еще задумал построить стеклянную террасу с дровами и печкой — готовить пиццу или пирожки. Нынче в октябре было столько народу, что начало спектакля людям приходилось дожидаться на улице.
В числе прочих задумок — идея строительства летней площадки для спектаклей на открытом воздухе и многое другое. Вот уже несколько лет кукольник вынашивает идею провести международный обучающий фестиваль в Томске. За эти годы Захаров побывал с мастер-классами во многих европейских странах. Говорит, было бы неплохо, чтобы фестивальная площадка хотя бы раз переместилась и в родной для него Томск.