Наталия Григорьева
С 27 марта по 2 апреля в кинотеатре "35 мм", в рамках дней франкофонии, пройдет ставший уже традиционным фестиваль французского кино и кино на французском языке Francophonie. В этом году в программе представлены картины, снятые режиссерами из Франции, Бельгии, Канады, Швейцарии, Румынии, Морокко и даже Чада. Cреди них нет новинок этого года, а, наоборот, преобладают ленты, созданные несколько лет назад и незаслуженно обойденные вниманием российского проката. Благодаря фестивалю, у всех желающих появится уникальный шанс увидеть эти работы на большом экране.
В первый же день гость фестиваля, режиссер и сценарист Стефан Роблен, представит свой фильм "А давайте жить все вместе?" (Et si on vivait tous ensemble?, 2011) – изящную трагикомедию о том, что стареть можно красиво, с достоинством и, главное, в хорошей компании. К слову о компании: режиссер собрал на съемочной площадке поистине восхитительный актерский состав – Джейн Фонда, Пьер Ришар, Джеральдин Чаплин играют старинных друзей, каждый из которых начинает испытывать те или иные возрастные проблемы. Жанна (Фонда) узнает, что смертельно больна, у ее мужа (Ришар) – начальная стадия болезни Альцгеймера. Чтобы избежать унылого "доживания" в доме престарелых, на чем настаивают взрослые и занятые дети, супруги предлагают своим друзьям – психиатру Энни (Чаплин), ее мужу-политику Жану (Ги Бедос) и одинокому обессилевшему "Дон Жуану" Клоду (Клод Риш) поселиться вместе. Неожиданно к старикам присоединяется студент-антрополог Дирк (Даниэль Брюль), которые пишет диплом на тему старения. Не лишним будет заметить, что и Даниэль Брюль, и Джейн Фонда говорят по-французски - Фонда делает это на экране впервые за последние 40 лет.
Обладатель премии "Сезар" за лучшую женскую роль и лучший сценарий фильм Мишеля Леклерка "Имена людей" (Le nom des gens, 2010) рассказывает классическую историю "любви вопреки". Героиня Баия Бенхмахмуд, (Сара Форестье), арабская эмигрантка, придерживается левых политических взглядов и весьма свободных взглядов на жизнь в целом. Занимаясь любовью, а не войной, девушка соблазнят своих "правых" противников, заставляя их отказываться от прежних убеждений или вовсе от занятий политикой. И все идет по плану, пока Баия не встречает Артюра Мартена (Жак Гамблен), 40-летнего тихоню, еврея и сына женщины, пережившей Холокост, на которого не действует агрессивная секс-пропаганда. Когда эти противоположности притягиваются, выясняется, что у них не так уж мало общего.
Washington Post: В "Именах людей" серьезно говорят только о политике во Франции, в остальном – это игривый сексуальный фарс, который можно было бы назвать галльская версией "Энни Холл" Аллена – если бы Энни также беспечно относилась к собственной наготе, как Баия.
В 2010 году Приз жюри Каннского кинофестиваля достался картине "Человек, который кричит" (Un home qui crie, 2010), снятой Махаматом-Салехом Хаурном, режиссером из африканской страны Чад - в ней происходит действие фильма. В центре повествования – 60-летний отец Адам и его 20-летний сын Абдель, которому он вынужден уступить свое место инструктора в бассейне при отеле. Мужчина мучительно переживает эту ситуацию, уязвленное самолюбие мешает радоваться за любимого сына. Однако впереди его ждет гораздо более серьезное испытание: в стране бушует гражданская война, и правительство издает указ, согласно которому каждый должен помочь в борьбе с мятежниками – либо деньгами, либо отдав в армию ребенка призывного возраста. Денег у Адама нет.
New York Times: Фильм начинается с короткой, игривой и поначалу кажущейся лишней сценой, в которой Адам и его взрослый и единственный сын Абдель проводят время в бассейне. Они смеются, брызгают водой и соревнуются в том, кто дольше продержится под водой без воздуха. Красивая и яркая картина, за которой прячется что-то большее, ощущается беспокойство. За откровенно ласковым отношением мужчин друг к другу можно разглядеть агрессию, конкуренцию и ощущение потери <…> В этом фильме о войне, сражения происходят где-то вдали, о них напоминают разве что звук вертолетов, бегущие по улицам люди и солдаты НАТО, занимающие свои позиции. Но война всегда оказывается ближе, чем кажется.
Найдется в программе фестиваля кое-что и для маленьких зрителей. Режиссер Оливье Ренже в своем фильм "Крадучись" (A pas de loup, 2011) рассказывает почти сказочную историю маленькой девочки Кати, которая на выходные отправилась с родителями в загородную поездку, а потом решила не возвращаться домой. Так начинается ее полное неожиданных находок и встреч путешествие по лесу – местами пугающее, местами требующее недетского мужества, но увлекательное и полезное. Главную роль в картине исполнила дочь режиссера Вайнона Ренже.
The Guardian: В фильме нет диалогов, только мысли серьезной, любопытной, часто ироничной Кати. Она исследует местность, говорит с семенами, которые сажает, с рыбой, которую ловит, с собакой, которую встречает в лесу. Мы погружаемся в ее мысли и видим поэтическую смесь фантазии и реальности, отражающую детское путаное ощущение места и времени.
"Все сначала" (A l'origine, 2009) - картина Ксавье Джианноли, автора короткометражки победившей в Канне в 1998 году короткометражки "Интервью", также претендовала на "Золотую пальмовую ветвь" и на премию "Сезар" сразу в 11 номинациях. Это неудивительно, учитывая хотя бы актерский состав: главную роль исполнил Франсуа Клюзе, а в одной из второстепенных появился ныне гражданин России Жерар Депардье. Главную женскую партию – лучшую, по мнению жюри "Сезар" - исполнила Эммануэль Дево. По сюжету, герой Клюзе – мелкий мошенник Поль, путешествующий по стране в поисках новых нечестных способов заработка. Так, в одном из городов, он находит замороженную стройку и, прикидываясь подрядчиком, объявляет о ее возобновлении – радости жителей, страдающий от безработицы и нищеты, нет предела. Поль намеревается убежать с деньгами, как только получит их от строительной компании, но, чем дольше он находится в городе, тем больше у него поводов остаться. И вот, неожиданно для самого себя, герой действительно возобновляет строительство.
Telegraph: То ли комедия, то ли история искупления - режиссер прикладывает множество усилий для того, что бы этот вопрос оставался без ответа как можно дольше. Этот фильм – и беспорядочное исследование трудовых отношений во Франции, и одновременно весьма актуальная басня, мораль которой заключается в демонстрации того, что огромная часть западной экономики построена на лжи.
И какой же фестиваль французского кино без Катрин Денев – ее можно будет увидеть в одной из ролей в картине Эрика Лартиго "Человек, который хотел жить по-своему" (L'homme qui voulait vivre sa vie, 2010). Главный герой по имени Поль (Ромен Дюрис) – успешный адвокат с хорошей зарплатой, большим домом и красавицей женой, которая, впрочем, изменяет ему. Узнав об этом, герой приходит в ярость и убивает любовника, после чего, желая спрятаться от правосудия, выдает себя за умершего и начинает новую жизнь – в постоянном страхе и тоске по любимым сыновьям. Основой для сценария послужил роман американского писателя Дугласа Кеннеди.
New York Post: Многое из происходящего на экране нельзя назвать правдоподобным, однако структура повествования позволяет сохранять напряжение. Поль появляется почти в каждой сцене, и актерская игра Дюриса – меланхоличная, но не угрюмая – становится самой сильной стороной этой истории о том, как далеко могут завести мужчину фантазии.
"Омар меня убить" (Omar m'a tuér, 2011) - вторая режиссерская работа французского актера Зема Рошди, обладателя награды Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль. В основе ленты, как принято говорить, реальная история – дело Омара Раддада, в 1990-х всколыхнувшее всю Францию. 24 июня 1991 Гилен Маршаль найдена мёртвой в погребе своей виллы, на стене которой кровью было написано "Омар меня убить". Омар Раддад, эмигрант-садовник в доме Маршаль, был немедленно арестован и позже приговорен к восемнадцати годам тюрьмы. Через семь лет его освободили условно-досрочно, но обвинения так и не были сняты. Несколько лет спустя писатель Пьер-Эмманюэль Вогренар, поднимая вопрос презумпции невиновности, начинает собственное расследование этого дела и понимает: в вине Омара Раддада следствие и суд были уверены даже без доказательств.
Также в рамках киносмотра можно будет увидеть два фильма канадского режиссера и сценариста Филиппа Фалардо (его последняя работа "Господин Лазарь" в 2011-м номинировалась на "Оскар"). Полнометражный игровой дебют режиссера "Левая половина холодильника" (La moitié gauche du frigo, 2000) рассказывает о двух друзьях: Кристоф отчаянно ищет работу, а Стефан снимает об этом документальный фильм, постепенно лента становится для Стефана настолько важным высказыванием, что он не замечает, во что превращает в итоге жизнь друга. Вторая лента "Клянусь, это не я" (C'est pas moi, je le jure, 2008) в 2008-м получила две награды Берлинского кинофестиваля. Главный герой десятилетний Леон, прямо скажем, не подарок, он развлекается тем, что доставляет неприятности соседям, родным, иногда ворует разные мелочи, врет и регулярно совершает попытки "случайного самоубийства" – мать несколько раз спасала его в последний момент. Родители его на грани развода, и однажды мама уезжает в Грецию. Пытаясь унять боль от потери, Леон продолжает изводить окружающих, даже притворяется, что теряет зрение. Единственным другом его становится соседская девочка Леа, она влюблена в Леона и готова помочь ему даже в серьезной краже – Леону нужны деньги на билет к матери.