Светский обозреватель Анна Горбашова
Московский театр Et Сеtera под руководством Александра Калягина отметил свое 20-летие "отредактированным" спектаклем "Буря". Голливудская Мэрилин Монро, чеховская Нина Заречная, а также певец Максим Леонидов, кубинский ансамбль и монтировщики театра на один вечер стали героями пьесы Уильяма Шекспира.
В гости к Александру Калягину по случаю знаменательной даты пришли: управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, актеры Евгений Стеблов, Анастасия Вертинская, Георгий Тараторкин, Армен Джигарханян, режиссеры Марк Захаров, Юлий Гусман, специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой, хореограф Егор Дружинин, бывший гендиректор РБК Юрий Ровенский.
"20 лет назад Мосгордума помогла появиться на свет этому театру, и он доказал свою жизнеспособность, - рассказал журналистам депутат Мосгордумы Евгений Герасимов. - У нас много творцов, но мало людей, которые понимают, что надо делать, и способных довести дело до конца. Александр Александрович из их числа. Он создал прекрасный театр. А как актер, в последних спектаклях он заново открылся, в том числе и для меня, и продолжает открываться.
Худрук "Ленкома" Марк Захаров признался, что в прошлом веке, на заре театра, ему очень нравился спектакль "Дон Кихот" с Калягиным в главной роли.
Перед началом юбилейного спектакля гостям не представилось шанса поздравить Калягина лично, в фойе худрук так и не появился. Коротая время до начала действа, зрители изучали фотовыставку, посвященную лучшим спектаклям театра.
"Я предпочитаю, чтобы в театре была не одна, а много истин, которые сталкиваются, борются между собой. Благодаря постоянной борьбе разных тенденций, театр оcтается искусством живым и вечно развивающимся", - кратко изложил свою концепцию Калягин в эпиграфе к выставке.
Спектакль "Буря" начался с приветственного слова худрука: "Я сейчас не буду говорить о юбилее, а расскажу лучше о том, что вы сейчас увидите. Все знают, как трудно придумать что-то юбилейное, чтобы это всех потрясло. Мы долго мучились и решили сыграть Шекспира. Те, кто видели спектакль Роберта Стуруа, пусть не удивляются".
В зале раздались осведомленные смешки актеров труппы театра.
"Роберта вернули в Тбилиси (Народный артист СССР Роберт Стуруа - приглашенный режиссер Et Cetera. Он был одним из противников Михаила Саакашвили. В 2011 году Общегражданское движение "Многонациональная Грузия" объявило ему бойкот - прим. автора). Теперь он управляющий театра им. Шота Руставели с какими-то большими полномочиями. Не режиссер, не худрук, а управляющий! - иронично продолжал Калягин. - Мы ждали, когда он вернется, чтобы посоветоваться. Роберт приехал расслабленный, и не сказать, что у него фантазия била ключом ….".
Калягин предупредил, что в знакомую театралам версию "Бури" добавились модернисткие и постмодернисткие ноты. За сим худрук исчез за занавесом и перевоплотился в Просперо, герцога Миланского.
В процессе шекспировского монолога герцога на сцене "вдруг откуда ни возьмись" появилаcь "Нина Заречная" из чеховской "Чайки".
"Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени, гуси, пауки", - забормотала Нина, вспугнув Просперо.
На протяжении часа герцогу Миланскому так и не удалось открыть своей дочери тайну ее происхождения. В самые драматические моменты возникала заламывающая руки "Нина". "Чайкой" дело не ограничилось. Группа современной молодежи, оттеснив герцога за кулисы, исполнила соло на "бабушкиных" чемоданах. Соло плавно перетекло в латиноамериканские танцы под живой аккомпанемент кубинского ансамбля.
"Все, идите отсюда. Дорогу пожилым!" - прогнал танцоров, а заодно и героев шекспировской пьесы автор-исполнитель Максим Леонидов.
"Мне досталась в этой пьесе
Очень маленькая роль.
В ней всего четыре слова:
"Мы прорвемся, мой король!" - запел он под гитару.
Не король, но герцог на сцену уже и носа не казал. Вместо Просперо появилась его дочь Миранда, укутанная в средневековый плащ и принц Фердинанд в белом смокинге.
"Миранда, ты ли это? " - вскрикнул принц.
Из-под плаща возникла "Мэрилин Монро" в белом платье и гаркнула принцу в ухо: "Пу! Пу-пи-ду!".
Юбилейная "Буря" завершилась отнюдь не свадьбой влюбленных, а "арией" монтировщиков. "Монты! Идут монты!" - промаршировали по сцене молодые люди в спецодежде.
Пока они пели о своей главенствующей роли в театре, с диким грохотом упал задник, явив зрителям танцующую труппу во главе с худруком. Под колосники на тросу радостно взмыл забытый "ансамблем" монтировщик-трудоголик.
"Ну, а теперь вы все знаете, что надо делать - идти на банкет в фойе", - прервал аплодисменты Калягин.
В фойе столы ломились от закусок и напитков. Сам Калягин появился на банкете ближе к его завершению. В скрытом от посторонних глаз кафе Калягина поздравили вновь прибывший руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков и коллеги по цеху.