Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Совет министров финансов стран еврозоны (Еврогруппа) прошедшей ночью наконец принял решение о предоставлении Кипру финансовой помощи в размере 10 млрд евро. При этом участники затянувшегося до рассвета совещания сняли условие о том, что 5,8 млрд проблемное государство должно изыскать самостоятельно на депозитах вкладчиков.
Но отсутствие жесткого условия необходимости найти эти деньги не исключает. Власти Кипра пришли к компромиссному варианту — налогом обложат только крупные депозиты от 100 тыс евро. Правда, и ставка может быть уже запредельной — называется цифра в 30%.
Казалось бы, угроза немедленного дефолта Кипра осталась в прошлом. Да и социальная напряженность — уже неделю киприоты находятся в протестном настроении — должна спасть. Ведь мелкие вкладчики (у жителей острова вклады редко превышают 25 тыс евро) налогом облагаться не будут.
Но почему-то тревожность только возрастает. И остается еще несколько принципиальных вопросов.
Почему народ не веселится и не ликует?
Сколько бы ни замораживали деньги, лишь только ограничение будет снято, вкладчики изымут средства из кипрских банков. Сам же остров потеряет статус удобной юрисдикции со сниженными налогами и удобной перевалочной базы для капитала.
Именно поэтому мелкие вкладчики, которых минула чаша единовременного налога, радости не проявили. ВВП государства более чем на 80% обеспечивается финансовыми услугами. Если этот сектор будет разрушен, то для страны это будет означать скачок безработицы, снижение уровня жизни.
Проигравшей стороной может считать себя и российский бизнес, который держал средства в кипрских банках. Ведь именно предприниматели из нашей страны являются владельцами крупных вкладов.
Власти Кипра выразили надежду, что переговоры с Россией о финансовой поддержке продолжатся. Но официально правительство нашей страны уже отказало киприотам. Хотя, возможно, когда страсти немного улягутся, российские деньги могут через коммерческие структуры быть инвестированы в газовые активы Кипра.
Насколько победителями кажутся власти Еврозоны, особенно Германии, которые настаивали на том, что часть средств Кипр должен найти самостоятельно? С одной стороны, в итоге было принято решение, которое изначально озвучивалось Еврогруппой. С другой, оно вовсе не гарантирует, что дефолта удастся избежать.
Так, в понедельник рейтинговое агентство Moody's заявило, что сохраняются высокие риски как банкротства Кипра, так и выхода страны из Еврозоны. И каким бы маленьким ни было островное государство, подобный сценарий ударит по евро.
Впрочем, в долгосрочной перспективе избавление ЕС от балласта в виде слабых и проблемных стран может, наоборот, привести к укреплению единой валюты.
В любом случае, желание властей еврозоны выкрутить руки одному из участников не работает на репутацию ЕС. Если так могут поступить по отношению к одной стране, так почему потом не поставить на колени и другие?
Чем Кипр хуже Ирландии или Люксембурга?
Да, мы поступили жестко, признаются участники переговоров, но при этом не согласны с тем, что поставили Кипр на колени.
Например, министр финансов Франции Пьер Московичи оправдал твердость позиции ЕС тем, что экономика острова имеет офшорную природу. "Всем, кто говорит, что мы задушили этот народ, я хочу сказать, что у Кипра — экономика по образу казино, которая оказалась на грани банкротства", — заявил глава минфина Франции.
Основная претензия Еврозоны — финансовая система с активами в 700% ВВП является большим риском и может взорваться в любой момент. Безусловно, банковский сектор Кипра был раздут.
Но почему тогда гнев Еврозоны обошел стороной Ирландию, где аналогичные показатели? Более того, к критическому состоянию эта страна пришла еще в 2010-м. Тогда же бросилась за помощью в ЕС. И поддержку оказали, причем без условий и громких обвинений. Речь шла о рекордном кредите в 85 млрд евро.
Нужно отметить, что в отличие от Кипра Ирландия находится в более сложном положении, поскольку имеет более $2,3 трлн внешних обязательств. Куда там Кипру с "жалкими" $106,5 млрд.
Тяжело пережил кризис и европейский офшор Люксембург, активы банковской системы которого и вовсе превышают 2000%. При внешнем долге более $2 трлн. Но никакой обеспокоенности и требований привести финансовую систему в норму от властей Еврозоны не слышно.
Безусловно, причины разные. Ирландия — более крупное в экономическом смысле государство, чем Кипр. Что же касается Люксембурга, то из примерно 150 банков, которые находятся в стране, лишь пять являются местными. Остальные — иностранные. Причем больше всего — около трети — это кредитные организации из Германии.
Кто же будет рубить собственные финансовые структуры? Надо также отметить, что и Ирландия, и Люксембург имеют достаточно большие золотовалютные резервы.
Кипр же в качестве кандидатуры "мальчика для битья" чрезвычайно удобен. Вклад в экономику Еврозоны — чуть больше 0,2%, маленький остров с небольшим количеством населения. Особой завязки на кредитные организации Кипра у европейских банков нет.
В общем, сам бог велел показать жесткость по принципу "бей своих, чтоб чужие боялись" и продемонстрировать слабым странам ЕС, что не стоит расслабляться — если что, такая же участь ждет и их.
Кроме того, не покидает ощущение, что Кипр может стать тренировочным плацдармом для начала выхода стран из Еврозоны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции