Правительство Ярославской области в марте утвердило стратегию развития региона до 2025 года, согласно которой одним из приоритетных направлений является развитие туризма. В частности, область к 2025 году должна увеличить турпоток более чем в два раза, принимая ежегодно до 5,5 миллиона туристов. О развитии туризма в регионе в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Абрамовой рассказала руководитель недавно открывшегося областного агентства по туризму Юлия Ветошкина.
- Юлия Альбертовна, какие преимущества есть у Ярославской области перед другими туристически привлекательными регионами?
- Первое - это богатое историко-культурное наследие. Ярославль находится в центре созвездия древних русских городов. Территория края - это центр той Северо-Восточной Руси, которая дала начало Московскому, Русскому, а затем и Российскому государству. По одной из версий само название нашей страны происходит от названия нашего Ростова Великого, который был центром северо-восточных русских земель. Так что без преувеличения можно сказать, что наша земля - это земля легенд и былин, сохранившихся и возрождающихся традиций. Один из наших туристических продуктов, предлагаемых за рубежом, так и называется Pure Russia, то есть "Истинная Россия". И поверьте, тут есть что посмотреть: в области более 5 тысяч памятников истории и культуры, природных артефактов и свыше 250 крайне разнообразных музеев. Кроме того, очевидно, что у нас очень удачное географическое положение. Ярославль - самый крупный из древних русских городов, расположенный в зоне доступности от столичных мегаполисов - Москвы и Санкт-Петербурга. Ярославская область на деле соответствует высказыванию "Два часа от Москвы до истинной России!".
- А какие проблемы в развитии туризма наиболее остро стоят в регионе?
- Вечная проблема, характерная для России, крайне актуальна и для нас - дороги. Ведь именно они приводят к нам туристов. Сейчас есть хорошие участки дорог, например, на федеральной трассе М-8, но есть и те, что оставляют желать лучшего.
- Число туристов, посещающих Ярославскую область, как известно, растет ежегодно. Но в свете принятой стратегии поделитесь, пожалуйста, какие цели регион ставит перед собой по привлечению туристов?
- По итогам 2011 года количество побывавших у нас туристов составило 1,8 миллиона человек, а в 2012 году область посетили уже 2,1 миллиона туристов. То есть, как вы видите, туризм у нас развивается, и весьма активно. Для примера такая цифра: по данным мониторинга туристской сферы оборот сферы туризма в Ярославской области в 2012 году вырос до 4,2 миллиарда рублей. В 2011 году этот показатель составлял 2,2 миллиарда. А если говорить о задачах и прогнозах, то стратегия развития Ярославской области до 2025 года предполагает, что совокупный валовой продукт региона должен возрасти с 0,3 до 1 триллиона рублей. Туротрасль должна занять здесь достойное место, приняв в 2025 году 5,5 миллиона туристов. И, по моему мнению, а также по оценкам профессиональных участников рынка, задача это вполне реальная.
- А какова в настоящее время доля туризма в валовом региональном продукте?
- Она составляет 2,2%. С учётом мультипликативного эффекта вклад туризма выше в два-три раза.
- Из каких стран к нам преимущественно приезжают туристы?
- В тройку лидеров среди иностранных гостей, посещающих Ярославскую область, входят представители Франции, Германии и США. К частым посетителям региона можно отнести жителей Японии, Китая и Кореи.
- В планах правительства области было организовать рейсы из аэропорта Туношна в Китай. Когда стоит их ждать?
- Для организации прямых рейсов в Китай и из Китая необходимо получить статус международного аэропорта по пассажирским перевозкам. Должен быть построен терминал. Его проектирование будет производиться в 2013 году, строительство при наличии финансирования будет закончено в 2015 году, тогда же можно говорить о прямых рейсах.
А вообще сейчас мы нацелены на интеграцию в мировой рынок, привлекая не только традиционных для Золотого кольца западных туристов, но и гостей из Азии. Это сложная, но очень интересная и перспективная работа.
- Не раз поднималась проблема, что в области остаются на ночь не так много туристов, как хотелось бы. К примеру, два года озвучивались такие цифры - лишь 30% туристов ночуют в регионе, а большинство посещают достопримечательности на протяжении одного дня и уезжают. С чем это связано? Намерены ли власти как-то решать этот вопрос?
- Ситуация постепенно меняется. Все большую популярность у нас приобретают туры выходного дня, в том числе и благодаря событийным мероприятиям. Модернизируется и инфраструктура мест размещения. Активно развивается сегмент так называемого типа bed&breakfast, "ночлег и завтрак". Создаются небольшие отели и гостевые дома, которые предоставляют не только ночлег и питание, но и являются самостоятельными туробъектами - с анимационно-познавательными, развлекательными и игровыми составляющими. Например, в Мышкине это отель "Кошкин дом" с рестораном "Мышеловка", в Ярославле - отель "Иоанн Васильевич. Синема-клуб" (лауреат Национальной туристской премии имени Сенкевича), обыгрывающий тематику снятых в Ярославле кинофильмов. Под Рыбинском, в Демино, отдых великолепно сочетают со спортом. И так далее.
Сейчас перед нами стоит задача не только увеличить, но и переформатировать турпоток. Проще говоря, сделать так, чтобы турист оставлял в Ярославской области, а значит, и в ее консолидированном бюджете, больше денег.
- Больше - это сколько?
- Мы должны организовать и позиционировать нашу индустрию гостеприимства так, чтобы российский турист у нас задерживался в среднем на два-три дня, а зарубежный - на пять-десять дней. А это тысяча долларов, в среднем оставляемых одним туристом в месте пребывания. Мы получим качественно другую экономику туризма, существенно увеличится совокупный валовой региональный продукт. Такая задача перед нами поставлена в рамках стратегии развития региона. Пока что эти цифры, увы, на порядок ниже.
- А мест в гостиницах у нас на всех хватит?
- Конечно! По данным холдинга GVA Sawyer, еще в 2011 году самая высокая в России обеспеченность гостиницами была зафиксирована именно в Ярославле - 5,77 номера на тысячу жителей. Мы заняли по этому показателю первое место в России и единственные соответствовали европейским стандартам. Для сравнения, показатель Москвы на тот момент составил 1,88 номера на тысячу жителей, Санкт-Петербурга - 2,87 номера. Могу сказать, что за прошедшие два года численность населения в Ярославле не увеличилась, а вот отелей различных форматов стало больше.
- В феврале стало известно, что в ближайшие четыре года около 20 миллиардов рублей будет вложено в развитие туристической сферы области, которая вошла в федеральную целевую программу развития внутреннего и въездного туризма. На что пойдут эти средства?
- То, о чем вы спросили, - хороший пример использования в Ярославской области механизмов государственно-частного партнерства. Речь идет о двух флагманских инвестиционных проектах. Первый - это туристический комплекс "Золотое кольцо" под Переславлем-Залесским, который, к слову, планирует начать работу уже этим летом, а второй - "Ярославское взморье" на Рыбинском водохранилище, он принимает гостей и сейчас, но планирует значительно расширяться. Первый проект в большей степени направлен на исторический туризм и релаксацию, второй - на туризм более активный, спортивный.
Полученные финансовые средства будут вложены в инфраструктуру этих проектов. Подчеркну: не в туристические объекты как таковые, а в инфраструктуру. Будут построены дороги и газовые сети, которыми смогут пользоваться не только туристы, но и местные жители.
- Какие еще крупные проекты реализуются на территории области?
- Один из наиболее важных для нас проектов на сегодня - развитие аэропорта Туношна. На наш взгляд, для него выбран правильный формат пассажирского хаба Центрального федерального округа. Многие уже оценили, что если вы летите в Краснодар или в Испанию, то не обязательно ехать до Москвы на поезде, а затем делать еще несколько пересадок, чтобы добраться в аэропорт. Вместо этого можно за пару часов просто оказаться в Домодедово. Мы надеемся, что через два-три года Туношна будет работать как перехватывающий аэропорт не только на Домодедово, но и на три-четыре аэропорта европейского и азиатского направлений. Это даст серьезный толчок развитию въездного туризма.
А если говорить о событийном туризме, то важным для нас проектом является, например, Главная масленица страны в Ярославле, задуманная организацией "Совет меценатов Ярославии". На мой взгляд, это вообще удачная целевая модель организации фестиваля. И у нее хорошие показатели посещаемости, хорошая динамика развития.
- Каковы эти показатели?
- Если в 2012 году в карнавальной колонне были более 1,5 тысячи ряженых, то в 2013-м - свыше 2 тысяч. Расширилась география, в частности, в шествии оркестров принял участие духовой оркестр из немецкого города Ханау. Концерт в 2012 году посетили около 6 тысяч зрителей, в этом - на 4 тысячи больше. В масленичных гуляниях в этом году приняли участие более 300 тысяч человек - примерно на 30 тысяч больше, чем в прошлом и вдвое больше, чем в позапрошлом.
- Ярославская область, участвуя в проекте "Сказочная карта России", оказалась самой "сказочной" из всех областей. Здесь "прописались" несколько известных сказочных персонажей: Алеша Попович, Баба-яга, Курочка Ряба, Мышка-норушка, Емеля и Щука, Мишка косолапый, Царевна-лягушка. Откуда такой ажиотаж?
- То, что наибольшее число героев русских сказок "прописаны" в Ярославской области, не случайно. Просто сказки и былины древней Северо-Восточной Руси, ставшие основой русского фольклора, как раз и рождались в наших краях. К примеру, когда подбирали место проживания для Мишки косолапого (он же - Генерал Топтыгин), рассматривали сразу три субъекта федерации. У всех - медведи на гербах. Только у Пермского края медведь серебряный, а у Хабаровского - гималайский. Конечно же большинство экспертов проголосовали за Ярославскую область. Историки знают наверняка: за 750 лет до появления Перми и за 850 лет до рождения Хабаровска в Ярославле, на месте бывшего селения Медвежий Угол у Медвежьего оврага, который существует и поныне, уже наверняка рассказывали сказки про Мишку косолапого. А стихи про Генерала Топтыгина и вовсе написал Николай Некрасов, известный литературный деятель, выходец из земли Ярославской…
Кстати, совсем скоро, 31 марта, мы будем в очередной раз отмечать древний славянский праздник, связанный с этой темой, - День медведя, или Комоедицу, означающий пробуждение лесного зверя и наступление настоящей весны. Так что милости просим к нам 31 марта!
- В одном из интервью вы говорили, что агентство открыто для предложений всех жителей Ярославской области. Интересно, поступают ли предложения, и если да, то какие? И какие идеи вы ждете сами?
- Предложений много, и все разные: от создания деревянного "Русского Диснейленда" до строительства придорожного кафе. Что же до наших ожиданий, то нам нужны интересные, креативные и хорошо проработанные идеи. В этом случае мы готовы их поддерживать в рамках государственно-частного партнерства, это особенно подчеркну, потому что правительство области не готово обеспечить 100-процентное финансирование какому-либо проекту.
Могу привести пример блестящей идеи, удачно претворенной в жизнь, - историко-культурный комплекс в селе Вятское. Его авторы получили государственные премии из рук президента РФ, а в этом году при поддержке губернатора области планируется провести работу по включению Вятского в федеральную туристическую целевую программу.
- Юлия Альбертовна, а в чем лично для вас изюминка Ярославской области в плане туризма?
- Нашей изюминкой, наверное, можно назвать большое количество интерактивных музеев, где турист может стать участником событий, может почувствовать особую атмосферу того места, куда он приехал, его настроение, а также попробовать местные угощения. Яркий пример тому - Углич и Мышкин. Недавно начали работать Музей денег в Переславле и "Библиотека варенья" в поселке Семибратово, который расположен на федеральной трассе М-8. Открылся музей "Резиденция государыни Главной масленицы страны в Ярославле". Подобные примеры я могу приводить долго. И это здорово!