Рейтинг@Mail.ru
Гипердактиль, или Как стать поэтом за месяц - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гипердактиль, или Как стать поэтом за месяц

Читать ria.ru в
Дзен
Мир 21 марта отмечает День поэзии, учрежденный ЮНЕСКО. Корреспонденты РИА Новости задались вопросом - как рождаются поэты? Только талант или этому можно научиться? Оказывается, можно, причем учат этому с самого детства. Как уверяет руководитель новосибирской поэтической студии "Стихоград" Вера Некрасова, стихосложение можно освоить за месяц.

 

НОВОСИБИРСК, 20 мар – РИА Новости, Григорий Кроних. Мир 21 марта отмечает День поэзии, учрежденный ЮНЕСКО. Корреспонденты РИА Новости задались вопросом — как рождаются поэты? Только талант или этому можно научиться? Оказывается, можно, причем учат этому с самого детства. Как уверяет руководитель новосибирской поэтической студии "Стихоград" Вера Некрасова, правила сложения стихов можно освоить за месяц. Некрасова разработала собственную методику и уже много лет обучает школьников. Главный ее совет начинающему поэту: "Будь краток, но глубок".

Через месяц ты поэт?

Вера Некрасова – автор шести поэтических книг, последняя из которых – сборник пародий – вышла из печати буквально две недели назад. Пародии поэтесса старалась написать так, чтобы показать, как писать не следует. Учиться на чужих ошибках – именно такому подходу ее саму, правда, взрослее, уже в 17 лет, учил поэт Евгений Городецкий, руководитель литобъединения "Поиск". "Можно сказать, что я продолжила его традицию, обучая несколько поколений своих студийцев", — говорит поэтесса.

Некрасова уверена, что может обучить любого основам стихосложения за месяц – на индивидуальных занятиях, по своей методике.

Раньше умение писать стихи было более популярным. "В Царскосельском лицее недаром преподавали такую дисциплину как стихосложение. Это не значило, что из всех воспитанников собирались сделать поэтов, но они должны были уметь написать стихотворение барышне в альбом. И выбор предмета был не случайным", — рассказывает Некрасова.

В месячный курс поэтесса включает краткую теорию стихосложения, рассказ о размерах, рифмах и тропах – поэтических приемах, которые помогают создать в каждом стихотворении поэтический образ. И, конечно, весь месяц посвящен индивидуальным практическим занятиям – учиться нужно на примерах. Так, для начинающих поэтов в студии собрана рифмотека – коллекция рифм. 

"Опыт показал, что детям сложнее подбирать рифмы. У взрослых этот навык есть, они подбирают автоматически, а ребенок может, например, срифмовать "весна-зима". Для этого мы и создали рифмотеку – чтобы в случае затруднения ребенок мог там подобрать рифму и двигаться дальше", — рассказывает Некрасова.

Для того чтобы объяснить, какие бывают рифмы, тут же, в коробке с рифмотекой, припасены четыре картонные куколки Риммы. Они обозначают мужскую рифму (ударение на последнем слоге – "дом", "потом"), женскую (ударение на предпоследнем слоге – "мама"), дактилическую (ударение на третьем слоге с конца) и гипердактилическую (ударный четвертый и более слог с конца) рифмы. 

Игра "рифмач" – одно из обычных практических занятий, которая помогает пополнить рифмотеку. На кон ставится приз (а для этого самими детьми создан целый фонд из игрушек и прочих мелочей), участники называют рифмы к заданному слову, а руководитель, подгоняя поток созвучных слов, начинает отсчет «до пяти». Кто придумал последнюю рифму перед отсчетом – того и приз. Иногда за какого-нибудь бегемотика разгораются нешуточные страсти, дети просят: "Ну, пожалуйста, ну еще чуть-чуть, Вера Петровна!".

Некрасова достает из той же коробки пять бумажных кукол-мальчишек, на груди которых нарисованы какие-то схемы. "Это "пять Иванов" — пособие для определения основных стихотворных размеров. Помните, как у Пушкина  Онегин ямба от хорея не отличал? Мои дети это делают легко. Каждая кукла имеет свой вариант имени: Ваня – ударение на первый слог – это хорей. В ямбе ударение падает на второй слог, ему соответствует имя Иван. Ванечка – это дактиль, а Ванюша – амфибрахий, анапест будет Иоанн", — рассказывает поэтесса. 

Поэзия помогает взрослеть

Ее ученица 15-летняя Анастасия Шнайдер уверена, что стихосложение не отвлеченная дисциплина. Более того, занятия поэзией не только расширяют кругозор, но, по ее словам, помогают лучше понимать «взрослые» темы разговоров, поддерживать любую тему. "Поэзия помогает взрослеть, серьезнее относиться к жизни, понимать людей", — считает она.

Школьники, изучающие поэзию, успешно справляются и с прозой – студийцы утверждают, что писать сочинения им гораздо легче, чем другим ученикам.

Занимаясь с детьми с конца 90-х, Вера Некрасова накопила солидный опыт и обобщила его в методичке "Игровое обучение детей стихосложению". Поэтесса уверена, что учить детей легче всего в форме игры, но без теории – никуда.

"Это мой давний спор с руководительницей другой студии Людмилой Орешко. Она говорит, что рассказывает детям о высоком и этого достаточно, а уж как они напишут – так и ладно, ошибки значения не имеют. Я считаю теорию обязательной частью занятий", — рассказывает собеседница. 

Одно из самых простых заданий – написать акростих по своему имени. Сложнее справиться, например, с темой "Аллитерация" – здесь нужны примеры.

"Я привожу Тютчева – у него есть стихи, где повторяются "Волга", "волна"… Дети сами выбирают для себя созвучья, у кого-то шипящие стихи получаются, а кому-то ближе мягкие сонорные звуки. Кто-то на гласные нажимает – все ищут свой стиль", — рассказывает поэтесса.

Студийцы Веры Некрасовой собираются в ее квартире, в гостиной. Дети усаживаются кругом, за столом, особый уют и атмосферу создают заполненные книжные шкафы. Поэтесса давно отказалась от занятий в доме творчества – здоровье практически не позволяет ей выходить из дома. Правда, прежние студии – "Семицветик" и "Настежь" существовали при образовательных учреждениях. "Мы занимались вполне успешно, но дети вырастают, разлетаются – кто-то уезжает учиться или работать, они женятся, заводят своих детей, и студия прекращается, а потом затевается новая", — рассказывает собеседница.

Пять видов буриме

Игры – постоянная составляющая практических занятий. Студийцы освоили пять видов поэтической игры – буриме, некоторые из которых придумали сами. Есть среди них игра "соревнование с классиком". Некрасова дает ученикам две пары рифм из классического произведения, а дети должны придумать с ними свое стихотворение. 

"Я привожу примеры из классики, сначала это Пушкин, затем Тютчев, из 20 века это Кедрин и Тушнова, которых я очень люблю. А еще – поздний Пастернак и ранний Мандельштам", — рассказывает Некрасова.

Еще одна игра заключается в том, что каждый участник придумывает шесть пар рифм, а потом обменивается ими с соседом. Сочинить стихотворение из несвязных рифм, да еще со смыслом, очень сложно – это каждый может проверить на себе.

"Бывает, что человек три года занимается, а ничего не получается. А вот Саша Вилисов пришел ко мне меньше года назад, а сейчас его за победу в конкурсе наградили поездкой в "Орленок". Дар – если он есть – проклюнется все равно", — уверена Некрасова.

Очень полезная игра – "поэт и редактор". Выбирается пара: один читает стихотворение, второй разбирает – что получилось, что нет. Потом к обсуждению подключаются другие студийцы – говорят кто какие детали заметил, какие хороши, а каких следует избегать.  

"Обсуждать можно даже построчно, это очень помогает – критикуем одного – а на ус мотают все", — считает руководитель "Стихограда".

Нынешнюю студию поэтесса создавать не собиралась – уговорили родители школьников и ее бывшая ученица Анна Пахомова, а ныне – преподаватель музыки в детской школе искусств села Барышево. Многие участники «Стихограда» учатся у нее и увлекаются авторской песней. А барду поэтическое образование просто необходимо, считает Пахомова.

Сейчас школьники собираются раз в две недели, корреспондент РИА Новости, придя в гости, застал "индивидуалку" — индивидуальный разбор педагогом новых стихов. Всего в студии занимается 22 человека в возрасте от 10 до 16 лет.

15-летняя Валерия Михайлова признается, что стихотворение для первого занятия ей помогла написать бабушка. Теперь, по словам педагога, Валерия бабушку давно перегнала. 

"Я своим ученикам завидую, им есть кому показать свои стихи, а мне приходилось учиться на своих ошибках да на книжках, которые удавалось найти в библиотеке. Некоторые были очень сложные", — вспоминает Некрасова.

Совет начинающим

Олегу Попову 16 лет, он занимается в студии два года. "Я пришел когда узнал, что здесь можно научиться писать тексты к песням. Мои первые стихи были корявые, но я очень старался и постепенно стало получаться. Тогда начался поиск свежей идеи, но оказалось, что обо всем было написано сразу, как только появилась поэзия. Поэтому задача каждого начинающего – найти свою манеру, чтобы по-своему писать на вечные темы. Сейчас я увлекся футуристами – Маяковским, Хлебниковым – и пробую писать в их стиле", — говорит Олег Попов. 

Одна из младших учениц студии 13-летняя Софья Низовкина пробует силы в лаконичном жанре – одностишии: "Кудряшки голову вскружили". "Бывают люди, а бываю – я". "Со мною и без огорчений?!"

Кристина Пахомова, которой сейчас 14, обладает самым большим поэтическим стажем – она попала в студию в шесть лет, за компанию с мамой Анной, которая тогда сама постигала науку стихосложения. Девочка слушала в уголочке, запоминала, училась, а лет в восемь начала писать первые стихи. Считает, что в шесть лет уже можно учиться сочинять. 

Говоря о простых советах, Некрасова упоминает, что поэт 17 века Никола Буало в трактате "Поэтическое искусство" сформулировал краткие советы начинающим поэтам на все времена. "Но самое главное, что необходимо иметь, – это сильное желание писать стихи", — отмечает педагог.

"Если такое желание есть, тогда нужно в себе найти тему, которая тебя больше всего волнует. Затем нужно эту тему изложить на бумаге, можно сначала прозой. А уже потом разделить на ровные строчки и постараться, чтобы в них были рифмы – не важно, точные они будут или нет. При этом важно, чтобы каждая строчка работала на твою идею. А творческий импульс молодому поэту может дать хорошая книга", — посоветовала Некрасова.

 

Олег Попов

   ***

Почти по Маяковскому

Не слушайте,

Что если люди исчезают,

Значит – это кому-нибудь нужно,

Значит – кто-то хочет, чтобы

они гибли,

Значит – кто-то желает, чтобы

они были чуждыми!

И, разрывая

Всю кожу, кости и жилы,

Молится Богу,

Чувствует, что пропал,

Терпит эту прогорклую скуку,

Не просит,

Чтобы в душе горел напалм!

Проснется,

И терпит каждодневную муку!

А после

Ходит бездушный,

Но веселый снаружи,

Спрашивает у кого-то:

"Ведь теперь я такой?!

Мне не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Если люди исчезают,

Знайте – это никому не нужно!

Знайте – это неподвластно!

Это делают сами с собой

Потерянные, бедные люди.

 

Валерия Михайлова

*** 

У характеров много подобий,

Но не сходятся наши пути.

По наиву сердечных мелодий

Я, наверно, должна бы уйти.

Все, как прежде, уже не вернуть.

Не додумывай сказку слепо.

Через пропасть не перешагнуть.

Настоящее слишком нелепо…

***

В жизнь хочу получить билет

И оставить в мире свой след.

Не планирую я отступить –

Нужно ведь не казаться, а – быть.


 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала