Рейтинг@Mail.ru
Как еще можно бросить курить: две версии одной пьесы - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как еще можно бросить курить: две версии одной пьесы

© Фото : Евгений ИвановПостановка "Легкий способ бросить курить", режиссер Александр Суворов
Постановка Легкий способ бросить курить, режиссер Александр Суворов
Читать ria.ru в
Дзен
Если в Центре драматургии пьесу Михаила Дурненкова "(Самый) легкий способ бросить курить" сократили и придали ей иронично-мелодраматический характер, то в версии "Школы современной пьесы" авторский текст предъявлен в полном объеме, именно на постепенном развертывании сюжета со всеми его, иногда неочевидными, перипетиями сосредоточено режиссерское внимание.

Анна Банасюкевич

Пьесу Михаила Дурненкова "(Самый) легкий способ бросить курить" впервые прочитали на "Любимовке", потом в "Мастерской на Беговой" Центра драматургии и режиссуры появился эскиз в постановке ученика Леонида Хейфеца Александра Суворова, который за несколько месяцев превратил его в спектакль. Премьеру показали в феврале. Почти в это же время на другой столичной площадке – в "Школе современной пьесы" - вышла еще одна версия пьесы, в режиссуре Филиппа Лося. Если в Центре драматургии пьесу сократили и придали ей иронично-мелодраматический характер, то в версии "Школы современной пьесы" авторский текст предъявлен в полном объеме, именно на постепенном развертывании сюжета со всеми его, иногда неочевидными, перипетиями сосредоточено режиссерское внимание.

В спектакле Центра драматургии события разворачиваются в интерьерах ремонта – предметы мебели покрыты полиэтиленом, повсюду валяются валики, наверху, на балкончике сцены, стоит ведро с краской. Суворов ввел в спектакль персонажа, которого нет в тексте – плохо говорящего по-русски молодого гастарбайтера, который связывает между собой отдельные сцены. Сами сцены здесь отбиты друг от друга фразами, которые режиссер взял из книги, давшей название пьесе – из бестселлера Аллена Карра "Легкий способ бросить курить". 

Игровая природа спектакля подчеркнута тем, что вся достаточно многонаселенная история разыграна шестью актерами. Лишь один из них, исполнитель главной роли, не меняет маски – Иван Ивашкин играет своего Константина мягким, интеллигентным, вялым молодым человеком, всем своим существованием стремящимся к какой-то незаметности, к стертости. Его окружают одни и те же лица, но от всех идет какая-то мощная энергия, агрессия, смешанная с вульгарностью, даже от бывшего школьного учителя Валерия Ильича, по пьесе отличающегося смешным сумасбродством.

© Евгений Иванов
Постановка "Легкий способ бросить курить" в ЦДР, режиссер Александр Суворов

В пьесе Михаила Дурненкова Константин – человек лет тридцати, обычный, ничем не примечательный, у которого есть и жена, и работа, но все это какое-то зыбкое, тягостное, выхолощенное, и в конечном итоге бессмысленное. В спектакле Суворова главный герой и его отношения с женщинами становятся магистральной темой исследования, фокус внимания смещен с внутреннего мира, с попыток самоидентификации Кости в сторону его семейной истории. Софья Райзман играет основных женских персонажей пьесы – и жену Катю, и дочку учителя Таню, с которой Костя пытается завязать роман. По сути, Райзман играет воплощение женской агрессии, бытового, пугающего напора, какую-то природную хищность женщины, ставшую в последние десятилетия сильнее, более приспособленной к выживанию, чем мужчина, теряющий свои изначальные признаки победителя и вождя. В домашнем халатике и чепчике, худенькая и маленькая, она все равно пугает – резкий, не терпящий возражений, голос, требовательная, капризная интонация – она буквально задавливает, заполняет собой пространство. 

По задумке Дурненкова, Костя, рефлексирующий на тему отсутствия собственной биографии, страдая от невозможности определить себя каким-то поступком или позицией, по воле случая, по злой иронии судьбы, становится причиной гибели собственной жены. Начав с отказа от курения, он заканчивает руинами и пустотой, образовавшейся вокруг. Любое его вмешательство во внешнюю жизнь заканчивается катастрофой, любой поступок, призванный сделать его оригинальной личностью, оглушает и уничтожает его. В спектакле Суворова это не стало темой высказывания, здесь, скорее, говорят о взаимоотношениях мужчины и женщины, о крахе и кризисе семьи, рассыпающейся от нежелания слушать друг друга.

И Костя, и, тем более, его жена явлены как застывшая форма, как данность – оба они не претерпевают никаких изменений на протяжении всего спектакля. Даже после смерти Катя, являющаяся своему мужу призраком, только слегка меняет интонацию, но насмешливое своеволие, превращавшее ее в домашнего тирана, остается при ней. Странным образом, при таком раскладе, самыми живыми в спектакле оказываются второстепенные персонажи – одноклассник и начальник Кости Дима (Олег Ребров) и подруга Кати Вероника (Валентина Оленева). Офисный циничный сноб, потеряв болевшую раком жену, теряет свои защитные характеристики, и в раз обращается в безвольного, закомплексованного испуганного неудачника, которому даже отомстить по справедливости за прошлые обиды кажется делом безбожным. А Вероника, чуть развязная, ухоженная, но простоватая, вдруг выныривает из своей башни из слоновой кости в реальную жизнь, и встретившись с настоящей бедой, сбрасывает свою уверенность и резкость, обретая какую-то первоприродную женственность и вкус к материнству и дому. 

© Евгений Иванов
Постановка "Легкий способ бросить курить" в ЦДР, режиссер Александр Суворов

В постановке "Школы современной пьесы" интересно поработали с пространством – здесь неудобная вытянутая полоска узкой сцены освоена со всех сторон. Здесь открываются массивные деревянные ставни в стенах, за которыми – бытовые пространства: кухня Кости и Кати, тесная комната Валерия Ильича, где шкаф с книгами соседствует со старенькой газовой плитой, плохо ухоженный неуютный офис с компьютером, где Костя пытается работать на какое-то сомнительный социологический институт, изучающий вкусы народа. Так получается, что действие, в основном, не по центру, оно жмется по углам, возникает где-то в середине зрительного зала или в каких-то закоулках. На центральной части лишь скамейки с урной – узкая полозка внешнего мира, а скорее, пространство, в котором существует герой, наблюдающий за собой и за жизнью.

© Герман Жигунов
Сцена из спектакля "(Самый) легкий способ бросить курить" в театре "Школа современной пьесы"

Режиссер Филипп Лось выбрал на роль Константина актера, который, казалось бы, совсем не ассоциируется с героем, написанным Михаилом Дурненковым. Алексей Гнилицкий – с длинными жидкими волосами, с некрупными чертами, с незапоминающимся лицом, худой, невысокий, возраст его трудно определить сразу – ему может быть и двадцать шесть, и сорок два. Он не кажется таким рохлей, как выглядит герой в спектакле ЦДР, в нем есть какое-то второе дно, пытливый, насмешливый взгляд, тайное презрение к жизни и фальши жизни – эта сложность натуры, этот внутренний, почти не прерывающийся, но чувствующийся бунт, наделяет герой тайной, делает его притягательным. И тогда понятно, почему этот невзрачный, лысеющий раньше срока человек с узкими плечами, в полинялой ветровке, притягивает к себе женщин, раздражает окружающих своим негромким сомнением во всем. Такое выстраивание образа, такое позиционирование его по отношению к действительности делает этого героя похожим на героев драматургии 70-х, на Зилова из "Утиной охоты". Такому Косте не нужна какая-то ярко выраженная агрессия – и Катя в исполнении Ирины Савицковой здесь гораздо менее прямолинейна, чем в спектакле ЦДР: она изящна, умна, воздержанна и грациозна, и ее непреодолимая воля в стремлении к тому идеалу жизни, в который она верит, здесь преломляется в неотразимом очаровании и ощущении уюта, которое она транслирует.  

© Герман Жигунов
Сцена из спектакля "(Самый) легкий способ бросить курить" в театре "Школа современной пьесы"

В спектакле Суворова условность истории подчеркнута некоторыми аттракционами – решившие покончить собой с помощью газа Валерий Ильич и Таня вытаскивают на сцену газовый баллон, и вдохнув из шланга, начинают разговаривать смешными голосами. В спектакле много видео (режиссер мультимедиа – Наталья Наумова), и смерть героини от короткого замыкания предварена роликом с внутренностями стиральной машины и бегущей по проводам искоркой. В спектакле "Школы современной пьесы" спецэффектов нет – здесь предлагают просто следить за историей. Взрыв газа почти публицистичен – померцав, гаснет свет, а на экране программа "Вести" с новостью об аварии в жилом доме. В финале Костя остается один, все комнаты, все ставни закрылись, но его одиночество не кажется в этом спектакле поражением, равно как и не кажется, собственно, финалом истории.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала